- •Тема занятия Логопедическое обследование ребенка в пмпк Вопросы для обсуждения и выполнения контрольной работы
- •Основные методы логопедического обследования.
- •Анализ результатов логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста для представления данных на пмпк.
- •Сроки проведения исследования.
- •Критерии оценки речевой готовности
Тема занятия Логопедическое обследование ребенка в пмпк Вопросы для обсуждения и выполнения контрольной работы
-
Основные методы логопедического обследования.
Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, определение речевых расстройств, которые проявляются как в устной, так и в письменной речи, что отражается в успешности овладения программным материалом по русскому языку и чтению. Учитель обращается с просьбой к учителю-логопеду выяснить причину школьной неуспеваемости учащегося. Речь учащихся с особенностями развития сопровождается характерными нарушениями звукопроизношения, особенностями лексико-грамматического строя (трудности словообразования, подбора синонимов, антонимов, затруднения в понимании лексико-грамматических конструкций, недостаточной сформированности связной речи), несформированностью фонематических процессов. Схема логопедического обследование ребенка: 1. Сбор анамнестических данных.
-
характер течения беременности
-
характер родовой деятельности
-
данные раннего развития ребенка (когда стал держать голову, ползать, переворачиваться на живот, стоять, ходить, когда полезли зубы)
-
речевое развитие (гуление, лепет, комплекс оживления, первое слово, предложение, фраза)
2. Обследование общей моторики.
-
статика (поза Ромберга)
-
динамические упражнения (умение переключаться с одного движения на другое)
3. Обследование мелкой моторики.
-
статика (упражнения «кольцо», «зайчики», «коза», «корова»)
-
динамические упражнения
4. Обследование артикуляционной моторики.
-
статика (упражнения «лопаточка», «чашечка», «гриб»)
-
динамические упражнения (упражнения «качели», «часики»)
5. Состояние органов артикуляции.
-
губы
-
зубы
-
нёбо
-
язык
-
нижняя челюсть
-
подъязычная связка
6. Обследование просодической стороны речи.
-
темп речи
-
ритмичность речи
-
плавность
-
высота и сила голоса
-
тембр
7. Обследование звукопроизношения.
-
работа с альбомом (картинным материалом)
8. Обследование фонематического слуха.
-
повторение слогов
-
выделение заданного звука из ряда звуков
9. Обследование слоговой структуры слова.
-
разные типы слогов (открытый слог ма-ту-ро, закрытый ор-ум-ас, слог со стечением согласных стра-арм-барс)
-
слова с разным содержанием слогов: 1 слог – пень, мак, дом; 2 слога – лампа, лупа, якорь; 3 слога – корзина, машина)
-
сложные слова: термометр, велосипедист, экскаватор, телепередатчик
10. Обследование навыка звукового анализа (звук – слог – слово – предложение).
-
определить место звука в ряде звуков, ряде слогов, в слове, в предложении
-
составить слово из слогов (за, ко – коза)
-
придумать слово с заданным согласным, гласным звуком
-
придумать предложение с заданным словом, составить графическую схему слова, предложения
11. Обследование словаря (предметные картинки).
-
активный словарь
-
пассивный словарь
-
выявление лексического запаса слов разных частей речи (существительное, прилагательное, глагол, наречие, предлог, числительное):
существительное: Я кину тебе мяч и задам вопрос ЧТО? или КТО? а ты придумай слово, которое отвечало бы на этот вопрос (ЧТО? – мяч, день, камень, дом, метла, окно. КТО? – человек, медведь, слон, журавль, грач.) и верни мне мяч. Какое слово лишнее (день, ночь, вечер, сон, яблоко)? прилагательное (какой?): Я назову тебе слово, которое обозначает предмет, а ты назови его признак: шар, стол, гнездо, небо, ручка, птица. наречие (делать как?): Давай придумаем, как можно совершить действие (говорить – громко, писать – аккуратно, учиться – добросовестно, кушать – медленно). предлог: Вставь пропущенное слово: цвету (на) окне, собака (из) бумаги, стул (у) стола. числительное: Я назову число, а вы суммируйте слово так, если бы мы говорили о числе месяца (шесть – шестое, двадцать – двадцатое, один – первое). 12. Обследование грамматического строя речи.
-
обследование умения изменять слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов, изменять по числам и падежам
-
соедини части в слово (вы, езд; за, бежал; за, гон; с, делал)
-
образуй такое слово, чтобы стало возможным большой предмет уменьшить, сделать малым: шар – шарик, стул – стульчик, пень – пенек, гвоздь – гвоздик
-
образование сложных слов
-
объедини два слова в одно: везде ходит – вездеход, пар вози – паровоз
-
вставь пропущенные слова в текст
-
деформированное предложение
-
составление рассказа, пересказа, текста
13. Обследование чтения.
-
знание букв
-
знание и чтение слогов
-
чтение слов
-
чтение предложений
14. Обследование письма.
-
слуховой диктант
- отдельные буквы
- отдельные слоги
- слова, предложения
-
списывание с печатного текста, с письменного текста (перевод печатных букв в письменные)
-
самостоятельное письмо
-
анализ письменных работ.
Перечень методик логопедического обследования
I. Материал для исследования фонетической стороны речи.
-
предметные картинки, содержащие звук в разном положении (в начале, в середине, в конце слова)
-
речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие разные звуки)
II. Материал для исследования фонематической стороны речи.
-
картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость – глухость, твердость – мягкость, свистящие – шипящие
III. Материал для исследования лексики и грамматического строя речи.
-
картинки с изображением действий людей и животных
-
картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина, число)
IV. Материал для исследования состояния связной речи.
-
сюжетные картинки
-
серии сюжетных картинок (2-5) для разных возрастных групп
V. Материал для исследования языкового анализа и синтеза.
-
речевой материал (предложения, слова, разной звуко-слоговой структуры)
-
предложения и сюжетные картинки
VI. Материал для исследования состояния письменной речи.
-
тексты для чтения разной сложности
-
слоговые таблицы
-
буквы
-
тексты диктантов и предложений
-
печатные и рукописные тексты для списывания