Методические указания по организации первой учебной практики
.pdfМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по организации первой учебной практики для студентов по направлению подготовки 35.03.02 – Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств
Воронеж 2016
2
УДК 674.05+630.81
Методические указания по организации первой учебной практики для студентов по направлению подготовки 35.03.02 – Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств [Электронный ресурс] / А. Д. Платонов, А. О. Сафонов, С. Н. Снегирева; Мин. по образованию, ФГБОУ ВО «ВГЛТУ». – Воронеж, 2016. – 53 с.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ВГЛТУ
Рецензент: Директор «Лигнум», к.т.н. И.Н. Медведев
2
3
1. Общие положения
Важным этапом профессиональной подготовки бакалавров по направлению подготовки 35.03.02 – Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств, предусмотренная РОС ВО и учебным планом является учебная практика.
Практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, сочетающей теоретические знания с практическими навыками, необходимыми будущему специалисту при решении различных задач, связанных с технологией деревоперерабатывающих производств.
Программа практики разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 35.03.02 – Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.10.2015 г. № 1164 и учебным планом направления, утвержденным ректором ВГЛТУ 20.11.2015 г. протокол № 4. Уставом ВГЛТУ.
Определяя базы практики, кафедра «Древесиноведения» опираются на системную и непрерывную подготовку специалистов, которая тесно связана с предварительным получением специальных знаний передизучением профессиональных дисциплин курса.
В рамках сквозной программы практики студентов учитываются такие виды деятельности будущего специалиста, как организаторская, производственная, исследовательская и проектировочная. Исходя из этого, заключаются договоры о содружестве в подготовке специалистов с передовыми деревообрабатывающими предприятиямиг. Воронежа.
Учебная практика на 1 курсе проводится в виде экскурсий на деревообрабатывающие предприятия под руководством кафедры древесиноведения.
Задачи практики:
–предварительное получение комплекса новых теоретических знаний и практических навыков по общетехническим и специальным дисциплинам: древесиноведению, технологии лесопильно-деревообрабатывающих производств, гидротермической обработке и консервированию древесины, оборудованию отрасли;
–сбор материала для выполнения лабораторных работ и курсовых про-
3
4
ектов по специальным дисциплинам;
–изучение технологического оборудования, деревообрабатывающих станков и инструментов и режимов их работы в лесопильно-деревообраба- тывающих цехах;
–изучение правил техники безопасности при работе на деревообрабатывающих станках.
В результате прохождения практики студенты должны знать:
–организацию рабочих мест;
–содержание, инструмент и режимы выполнения основных технологических операций;
–конструкции и принципы работы оборудования;
–требования по охране труда, технике безопасности, охране окружающей среды.
В результате прохождения практики студенты должны уметь:
–читать схемы технологических процессов;
–читать чертежи схем и конструкций различных видов оборудования;
–производить выбор инструмента для различных видов оборудования. Первая учебная практика состоит из пяти этапов.
Первый этап – изучение строения и определение различных древеси-
ных пород и ее основных свойств.
На втором этапе студенты более подробно знакомятся со строением и макропризнаками для определения различных древесиных пород и ее основных свойств; с лесными сортиментами - круглые и пилопродукции.
Третий этап – изучение основ процесса обработки резанием на деревообрабатывающих станках; конструкции деревообрабатывающих станков.
Четвертый этап – изучение конструкции дереворежущего инструмента; организации инструментального хозяйства и эксплуатации дереворежущего инструмента, а также приобретения практических навыков подготовки инструмента к работе и установки его на станок.
Заключительный этап – оформление отчета и представление отчета к защите.
Общее административное руководство практиками осуществляет учебный отдел ВУЗа и деканат факультета в соответствии с приказом по ВУЗу.
Учебно-методическое руководство осуществляет кафедра древесиноведения, которая совместно с учебным отделом ВУЗа определяет базы (места) практики, оформляют договора с ними (с базами практик).
4
5
Кафедра в качестве руководителей практики от ВУЗа назначает наиболее квалифицированных преподавателей, имеющих опыт работы на подобных базах практики или связанных с базой практики совместной научноисследовательской или другой работой.
Первая учебная практика включает в себя следующие части: 1.Проведение общего собрания перед практикой, на котором студентов
знакомят с программой данной практики, с графиком еѐ проведения, проводят инструктаж по охране труда, о чѐм студенты обязаны расписаться в журнале учѐта проведѐнного инструктажа. Без прохождения инструктажа студент к практике не допускается.
2.Инструктаж по охране труда на базах практики.
3.Практику в соответствии с программой и графиком.
4.Теоретические занятия (лекции) на предприятиях или в ВУЗе, если база практики не работает по субботам.
5.Научно-исследовательскую работу.
6.Экскурсии.
7.Оформление студентом отчѐта по практике.
8.Защита студентом отчѐта по практике на кафедре в ВУЗе.
1.1. Обязанности руководителя практик от ВУЗа
Руководитель практик от ВУЗа:
– согласовывает с руководством базы практики календарный план прохождения студентами практики и график изучения технологического процессана рабочихместах;
–участвует в подготовке приказа о практике по ВУЗу;
–готовит задание и на практику;
–участвует в распределении студентов по базам практики и по рабочим местам;
–переводит студента с одного рабочего места на другое в соответствии
сграфиком прохождения практики и выданным индивидуальным заданием;
–несѐт ответственность за качественное прохождение практики и строгое соответствие еѐ программе;
–контролирует обеспечение студентам нормальных условий прохождения практики;
–руководит научно-исследовательской работой студентов;
5
6
–консультирует студентов по теоретическим и практическим вопросам, читает лекции, связанные с объектом практики;
–проверяет отчѐт о практике и принимает зачѐт;
–отчитывается на кафедре о результатах практики;
–готовит предложения по совершенствованию практики.
В случае необходимости руководитель практики может применять меры административного воздействия, вплоть до отстранения от практики, с одновременным сообщением в ВУЗ о происшедшем и принятых мерах
1.2. Обязанности руководителя практик от производства
Руководитель практики от производства (базы практики):
–организует обязательный инструктаж по охране труда и технике безопасности на рабочих местах;
–оказывает помощь в распределении студентов по рабочим местам;
–знакомит их с проектной и технической документацией, организацией рабочих мест;
–руководит повседневной работой студентов;
–оказывает помощь в подборе материалов для курсовых проектов, проведении научно-исследовательской работы, выполнении индивидуального задания, ознакомлением с рабочими профессиями.
1.3. Обязанности студента
Студент при прохождении практики обязан:
–прибыть на практику в установленный графиком и заданием день, доложить об этом руководителю практики от предприятия;
–сообщить в ВУЗ руководителю практики (при его отсутствии дежурному по кафедре преподавателю или в деканат) о прибытии на практику;
–обязан продублировать работу заточника, установщика-наладчика инструмента или станочника;
–полностью выполнять все задания, предусмотренные программой практики, включая индивидуальные задания;
–соблюдать действующие на базах практики правила внутреннего распорядка;
–изучить и строго выполнять требования по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, а также по охране окружающей
6
7
среды;
–ежедневно вести записи в рабочую тетрадь о проделанной работе, зарисовывать технологические схемы, узлы и агрегаты;
–по окончании практики представить руководителю практики от предприятия рабочую тетрадь и письменный отчѐт для рецензии;
–по прибытии в ВУЗ сдать отчѐт для проверки руководителю практики от ВУЗа;
–исправить замечания руководителя практики от ВУЗа и защитить отчѐт в установленный срок.
2.Первый этап практики. «Древесиноведение»
Целью первого этапа практики является освоение теоретических поло-
жений и методов определения древесин различных видов растений основных древесных пород, произрастающих в естественных и искусственных насаждениях, которое учебными программами не предусмотрено.
В ходе первого этапа учебной практики студент должен:
–ознакомиться с древесными породами, произрастающими в дендрарии ВГЛТУ;
–ознакомиться с древесными породами, произрастающими в прилегающих к ВГЛТУ лесных насаждениях;
–различать древесные породы в соответствии с тремя типами древесины: хвойные, лиственные рассеяннососудистые, лиственные кольцесосудистые;
–находитьнаиболее характерные морфологические признаки побегов, листа, коры ствола и генеративных органов (шишки, плоды, семена) для основных видов древесных пород;
–уметь определять древесину различных пород по комплексу физических, механических, химических и других свойств, обуславливающих то или иное еѐ применение;
–идентифицировать древесные породы по главным разрезам ствола и макроэлементам строения древесины на разрезах.
Студенты подробно отражают в отчете предложенные выше кизучению вопросы в виде текста, рисунков и в форме таблицы П.1.1 (прил. 1).
Перечень примерных тем индивидуального задания по первому этапу практики приведѐн в прил. 1. Тему от преподавателя студент получает инди-
7
8
видуально.
3. Второй этап практики. «Лесное товароведение. Основные лесные сортименты»
Целью второго этапа практики является ознакомление студентов с основными видами лесных сортиментов, классификацией их по форме, размерам, способу обработки, а также приобретение навыков по измерению и учету лесных сортиментов и ознакомлению с основными их пороками, определяющими качество.
В ходе второго этапа прохождения учебной практики студент дол-
жен:
–ознакомиться с лесными сортиментами: круглыми и пилопродукцией
сиспользованием наглядного материала лаборатории;
–провести измерения размеров круглого леса, установление номиналь-
ных размеров, определение объема круглого леса в плотных и складочных м3;
– ознакомиться с основными сортообразующими пороками круглого
леса.
–изучить в УОЛ ВГЛТУ пилопродукцию, согласно классификации и определения объема обрезных и необрезных пиломатериалов;
–ознакомиться с основными сортообразующими пороками обрезных и необрезных пиломатериалов.
В результате ознакомления с лесными сортиментами, пилопродукцией
ипроведѐнными измерениями в отчѐте следует представить (описать) или рассчитать:
- классификацию круглого леса по толщине и длине с указанием градаций, припусков и допусков;
- схемы способов измерения диаметра круглого леса; - средний диаметр круглого леса, установить номинальный диаметр с
учетом градации; - фактическую длину круглого леса и установить номинальную длину с
учетом градации и припусков; - объем изучаемого круглого леса по номинальным диаметру и длине;
- пороки круглого леса конкретно на измеряемом сортименте; - классификацию пиломатериалов по форме, толщине, длине и способу
8
9
обработки с учетом градаций и допусков;
-способ измерения обрезных и необрезных пиломатериалов;
-объем обрезной и не обрезной пилопродукции;
-пороки древесины на изучаемом сортименте.
Перечень примерных тем индивидуального задания по второму этапу практики приведѐн в прил. 2. Тему от преподавателя студент получает индивидуально.
4. Третий этап практики. «Дереворежущие станки и инструменты». «Дереворежущие инструменты»
Целью третьего этапа практики является получение знаний по особенностям технологических процессов обработки резанием древесины и древесных материалов, конструкциям дереворежущего инструмента, а также подготовке инструмента к работе и установке его на станок.
В ходе третьего этапа прохождения первой учебной практики студент должен:
-освоить основную терминологию по деревообработке, применяемую
вучебной и научной литературе;
-ознакомиться сособенностями технологических процессов обработки резанием древесины (древесных материалов) рамными, ленточными, круглыми пилами, ножами, фрезами и свѐрлами;
-изучить конструкцию дереворежущего инструмента и провести его краткую паспортизацию;
-ознакомиться с технологией подготовки инструмента к работе и установки его на станок;
-.изучить организацию инструментального хозяйства и эксплуатации дереворежущего инструмента.
В результате ознакомления с технологическими процессами обработки резанием древесины, применяемым инструментоми проведѐнными измерениями студенты подробно отражают в отчете предложенные выше к изучению вопросы в виде текста, рисунков и в форме таблиц. По индивидуальному заданию они составляют краткий паспорт на дереворежущий инструмент согласно прил. 3. Перечень примерных тем индивидуальных заданий по третьему этапу практики приведѐн в прил. 3.1. Тему от преподавателя студент получает индивидуально.
9
10
5. Четвѐртый этап практики. «Дереворежущие станки и инструменты». «Дереворежущие станки»
Целью четвѐртогоэтапа практики является получение знаний по особенностям технологических процессов обработки заготовок резанием в дереворежущих станках, конструктивному устройству станков, их работе и правилам эксплуатации.
Входе четвѐртого этапа прохождения учебной практики студент
должен:
- овладеть основной терминологией по деревообрабатывающему оборудованию, применяемой в учебной и научной литературе;
- давать определение рабочей и технологической машины и иметь представление о классификации и индексации оборудования;
- освоить общую структуру рабочей машины и уметь определять рабочиеорганы и движенияв машинах на натурных образцах и по схемам;
- иметь представление о функциональных сборочных единицах и механизмах деревообрабатывающего оборудования: главного движения, подачи, базирующих и загрузочно-разгрузочных устройствах;
- освоить типовую структуру двигательных механизмов рабочей машины с электрическим, гидравлическим, пневматическим или комбинированными приводами;
- ознакомиться с технологическим применением дереворежущих станков, станочными приспособлениями и оснасткой в деревообрабатывающих цехах;
- детально изучить процесс и инструмент для обработки заготовки резанием на конкретном дереворежущем станке;
-изучить дереворежущий станок, его конструктивное устройство и правила эксплуатации.
Врезультате ознакомления с дереворежущими станками и прове-
дѐнными измерениями студенты подробно отражают в отчете предложенные выше к изучению вопросы в виде текста, рисунков и в форме таблиц. По индивидуальному заданию они составляюткраткий паспорт на деревообрабатывающий станок согласно прил. 4. Перечень примерных тем индивидуального задания по четвѐртому этапу практики приведѐн в прил. 4.1. Тему от преподавателя студент получает индивидуально.
10