191
.pdfМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Воронежская государственная лесотехническая академия
ТЕХНОЛОГИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ ЛЕСОЗАГОТОВОК И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Методические указания к лабораторным работам для студентов специальностей 170400, 260100, 260400, 060800
Воронеж 2002
3
УДК 630х945.3 Смогунов Н.С. Технология и оборудование лесозаготовок и лесного хозяйства.
Методические указания к лабораторным работам для студентов специальностей 170400, 260100, 260400, 068000/ Н.С. Смогунов, А.И. Серебрянский. – Воронеж: ВГЛТА, 2002 – 28 с.
Печатается по решению редакционно – издательского совета ВГЛТА
Рецензент д – р техн. наук проф. К.Р. Казаров
Научный редактор д – р техн. наук, проф. Ф.В. Пошарников
4
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Теоретические знания по дисциплине "Технология и оборудование лесозаготовок» студент получает на лекциях или самостоятельно изучает разделы в соответствии с методическим указанием. Закрепление теоретических знаний производится на лабораторных и практических занятиях. На лабораторных занятиях студент не только изучает конструкции, но и приобретает практические навыки работы с машинами и оборудованием, уясняет характерные неисправности в процессе их работы и пути устранения, а также изучает и исследует факторы, влияющие на рабочие параметры, мощность и производительность.
До выполнения каждой лабораторной работы студенты должны изучить соответствующие разделы лекций и учебников, а также ознакомиться с содержанием лабораторной работы.
Экспериментальная и исследовательская часть лабораторной работы проводится с консультацией преподавателя и учебного мастера в соответствии с руководством по лабораторной работе.
Перед началом лабораторной работы преподаватель проводит проверку подготовленности студентов и после этого допускает их к ее выполнению.
Студенты перед началом занятий по лабораторным работам должны пройти вводный инструктаж по технике безопасности, а, приступая к лабораторной работе, - пройти инструктаж на рабочем месте и в обязательном порядке его соблюдать. В процессе выполнения лабораторной работы студенты должны бережно относиться к лабораторному оборудованию.
Законченная работа должна содержать ответы на все вопросы, поставленные в задании, а также вывода по результатам работы. Зачет проводится путем проверки отчетов и контрольного опроса каждого студента по выполненным работам.
5
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
ЭЛЕКТРОМОТОРНЫЕ ПИЛЫ
1 Цель работы: изучить конструкции электромоторных пил и выявить основные факторы, влияющие на массу инструмента.
2 Содержание работы.
При выполнении лабораторной работы студенту необходимо уяснить:
2.1Назначение и область применения электромоторных пил;
2.2Конструкцию электромоторной пилы ЭПЧ-3;
2.3Особенности конструкций электромоторных пил ЗП-К6 и ЭП-50К;
2.4Достоинства и недостатки электромоторных пил;
2.5Влияние основных факторов на снижение массы электромоторных
пил.
В заключение студент должен составить отчет по лабораторной работе. 3 Методическое и материально-техническое обеспечение.
3.1Руководство к выполнению лабораторной работы по числу студентов, присутствующих на занятии.
3.2Электромоторные пилы ЗП-К6 и ЭПЧ-3.
3.3Плакаты.
4 Методические указания к выполнению лабораторной работы.
4.1 Общие указания.
Выполнение лабораторной работы необходимо начинать с внешнего осмотра электропил и ознакомления с техническими характеристиками. Внешним осмотром в натуре и по плакатам знакомятся с назначением и принципом взаимодействия отдельных узлов электропил: двигателя, редуктора, пильного аппарата, включателя и соединительной муфты, при этом следует обратить внимание на устройство узлов и их смазку. Надо четко представлять конструкцию ротора и какие марки масел применяются для смазки подшипников вала ротора и редуктора, каким образом проверяется уровень масла в редукторе. Конструкция пильного аппарата практически не отличается от аналогичных устройств у бензиномоторных пил. Необходимо особое внимание обратить на систему сказки пильного аппарата.
6
При изучении конструкции соединительной муфты следует научиться отличать нулевой провод от фазовых. Изучая схему управления, обратите внимание на конструкцию включателей и их удобство включения и выключения электродвигателя, а также на электробезопасность пилы при её эксплуатации.
При выполнении данной лабораторной работы необходимо вычертить в отчете кинематическую схему электропилы ЭПЧ-3 (3, с.7), уяснив расположение узлов.
Электропила во время работы все время находится в руках моториста, поэтому снижение её массы является одним из основных факторов, влияющих на производительность труда и улучшение условий работы электропильщика. Основным путем снижения массы электродвигателя может быть увеличение частоты тока.
По лабораторной работе каждый студент составляет отчёт, который должен содержать описание конструкции и принципа работы электропилы ЭПЧ-3.
Защита лабораторной работы проводится в форме дискуссии. Список литературы: [1].
Контрольные вопросы:
1 Из каких основных узлов состоят электромоторные пилы?
2 Какова мощность двигателя, частота тока электропил ЭП-К6, ЭПЧ-3 и ЭП-50К?
3 Какова конструкция статора и ротора?
4 Какова конструкция редуктора и его смазка?
5 Как смазываются подшипники электродвигателя?
6 Какого типа применяется выключатель у пил ЭП-К6, ЭПЧ-3 и ЭП-50К? 7 Какова конструкция пильного аппарата?
8 Какова система смазки пильной цепи электропилы ЭПЧ-3?
9 Какова конструкция электропилы ЭП-50К и чем она отличается других
пил?
10 Какие преимущества и недостатки электромоторных пил по сравнению с бензопилами?
11 Какова область применения электропил?
7
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
БЕНЗИНОМОТОРНЫЕ ПИЛЫ
1 Цель работы: изучить конструкцию бензиномоторных пил и выявить основные факторы, влияющие на их производительность.
2 Содержание работы.
При выполнении лабораторной работы студенту необходимо уяснить вопросы:
2.1Назначение и область применения бензиномоторных пил.
2.2Конструкция бензиномоторной пилы МП-5 «Урал».
2.3Особенность конструкций бензиномоторных пил «Тайга-214» и «М-
228».
2.4Устройство карбюратора КМП-100УТ и системы зажигания.
2.5Достоинства и недостатки бензиномоторных пил.
2.6Влияние основных факторов на производительность бензиномоторных пил.
2.7Составить отчет.
3 Методическое и материально-техническое обеспечение.
3.1Руководство к выполнению лабораторной работы по числу студентов, присутствующих на занятии.
3.2Бензиномоторные пилы МП-5 «Урал» и «Тайга-214».
3.3Плакаты, иллюстрирующие устройство бензиномоторных пил.
4 Методические указания к выполнению работы.
4.1 Общие указания.
Выполнение работы следует начинать с изучения конструкции бензиномоторных пил и ознакомления с их техническими характеристиками.
Для наглядности и сравнения технические характеристики записываются
ввиде таблицы
№п/п: Показатели_____ «Урал»___________«Тайга-214»___________
При внешнем осмотре бензомоторных пил в сборе и с помощью плакатов следует найти и уяснить назначение основных узлов двигателя, муфты сцепления, редуктора, пильного аппарата, рамы с рукоятками и съемного стартера. После этого произвести разборку монтажной бензопилы и детально
8
изучить устройство и назначение отдельных деталей, а также их взаимодействие. Изучать конструкцию пил рекомендуется в следующей последовательности.
Конструкция бензиномоторной пилы МП-5 «Урал».
Двигатель. После усвоения принципа работа двигателя необходимо найти и изучить следующие его узлы и детали: картер, цилиндр, коленвал с шатуном, поршень, поршневой палец, поршневые кольца и их стопоры, игольчатые и шариковые подшипники.
Следует обратить внимание на то, как обеспечивается герметичность картера и смазка трущихся деталей внутри картера и цилиндра.
Муфта сцепления. Уяснить назначение ведущей половины муфты (поводок, грузы, пружины) и ведомой чашки.
Редуктор (корпус, ведущая и ведомая шестерни с валиками, шарикоподшипники, плунжерный масляный насос, масляный бак). Изучение редуктора должно быть увязано с изучением кинематической схемы бензопилы. Изучаются также детали для соединения фланца корпуса редуктора фланцем картера. Необходимо освоить перевод пильного аппарата из положения "валка" в положение "раскряжевка" и наоборот. Пильный аппарат (пильная шина, ведущая и ведомая звездочки, пильная цепь, амортизатор, натяжное устройство, устройство для крепления шины к редуктору, зубчатый сектор-упор).
Рама с бензобаком (стойка, пружина, упор для установки малого газа, рычаг управления газом).
Стартер (корпус, стяжные винты, барабан, трос с ручкой, пружина, храповик).
После изучения системы питания двигателя надо найти и уяснить взаимное расположение и назначение деталей бензобака и карбюратора (диффузора, воздушной и дроссельной заслонок распылителя, регулировочных винтов малого и полного газа, топливной камеры топливного насоса, обогатительной кнопки, обратного клапана). После нахождения деталей изучается принципиальная схема работы карбюратора. Особое внимание должно быть обращено на процесс образования рабочей смеси и дозирования топлива, обогащение или обеднение рабочей смеси при различных режимах работы двигателя.
9
При изучении системы зажигания двигателя надо найти детали магнето. Изучение системы смазки должно быть увязано с изучением электри-
ческой схемы работы магнето. При этом способе следует обратить внимание на осмысливание процесса изменения магнитного потока в сердечниках и электродвижущей силы в первичной и вторичной обмотках катушки.
Изучая систему охлаждения, необходимо найти на пиле защитную сетку, вентилятор, улитку и дефлектор.
Бензиномоторная пила «Тайга-214» Изучение конструкции пилы «Тайга-214» проводится в той же
последовательности, какая указана выше. При внешнем осмотре пилы выявить её отличие от бензиномоторной пилы МП-5 «Урал». Принцип работы двигателей «Тайга-214» и МП-5 «Урал» один и тот же, но двигатель пилы «Тайга-214» скомпонован как одно целое с рядом других частей пилы: бензобаком, маслобаком и др. Кроме того, двигатель снабжен механизмом динамического уравновешивания для снижения вибрации. Необходимо выявить различия в компоновках и конструктивных решениях. Изучение компоновки и конструкции внутренних узлов и деталей «Тайги-214» производится по плакатам.
Бензиномоторная пила «М-228» Данная пила является специализированной и предназначена для валки
деревьев в равнинной местности. По конструкции и принципу работы двигателя бензомоторная пила «М-228» аналогична пиле «Тайга-214». При пово-роте рамы с рукоятками ею можно раскряжёвывать деревья и обрезать толстые сучья. Двигатель пилы можно использовать для привода различных систем и агрегатов.
В двигателе пилы встроен механизм динамического уравновешивания, который в сочетании с виброгасящей подвеской рамы обеспечивает снижение вибрации на рукоятках управления до санитарных норм.
По лабораторной работе каждый студент составляет отчёт, который должен содержать описание конструкции и принципа работы бензомоторной пилы МП-5 «Урал».
Список литературы: [1,2]. Контрольные вопросы:
1 Какие основные требования, предъяявляются к бензопилам?
10
2 Из каких основных узлов состоят бензиномоторные пилы? и какова их конструкция?
3 Какова конструкция и принцип работы муфты сцепления?
4 Какова техническая характеристика бензопил «Урал», «Тайга-214»?
5 Какова характеристика топлива?
6 Что такое обогащенная и обедненная смесь?
7 Что такое горючая и рабочая смесь?
8 Сколько имеется дозирующих систем и какие?
9Что обеспечивает работу пилы в любых условиях пространственных положений?
10 Какой тип подкачивающего насоса, его конструкция и принцип работы?
11Как работает и регулируется карбюратор на холостых оборотах и при нагрузке двигателя?
12На каких принципах основана работа дозирующих систем?
13Какое назначение обратного клапана?
14Какое назначение распылительных систем?
15Что входит в систему зажигания?
16Какие требования, предъявляются к системе зажигания?
17Какова конструкция магнето и его регулировка?
18Что такое угол опережения зажигания?
19Какие преимущества и недостатки бесконтактного магнето и из чего оно состоит?
20Как смазываются трущиеся детали в картере?
21Какие системы входят в конструкцию двигателя?
22Каково назначение продувочных окон?
23Какой тип и какая конструкция редуктора?
24Какова конструкция пильного аппарата и его смазка?
25Как регулируется натяжение цепи?
11
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
ПИЛЬНЫЕ ЦЕПИ И ЗАТОЧНЫЕ СТАНКИ
1 Цель работы: изучить конструкцию пильных цепей и заточных станков и приобрести практические навыки их заточки.
2 Содержание работы.
При выполнении работы студенту необходимо уяснить вопросы:
2.1Конструкция пильных цепей ПЦП-15, ПЦУ-10,26, геометрические параметры зубьев.
2.2Особенности конструкций пильных цепей ПЦУ-10,26 и ПЦУ-30.
2.3Конструкция заточных станков УЗС-6 и ЛВ-9.
2.4Отличительные особенности станка ЛВ-9 и ЛВ-116.
2.5Настройка станков для заточки пильных цепей.
2.6Заточка цепей.
В заключение студент должен составить отчет по лабораторной работе. 3 Методическое и материально-техническое обеспечение.
3.1Руководство к выполнению лабораторной работы по числу студентов присутствующих на занятии.
3.2Пильные цепи ПЦП-15 и ПЦУ-10,26.
3.3Заточные станки УЗС-6 и ЛВ-9.
3.4Макеты цепей и зубьев.
3.5Плакаты, иллюстрирующие устройство цепей и станков.
4 Методические указания к выполнению работы.
4.1 Общие указания.
Выполнение работы начинается с изучения конструкции пильных цепей и их области применения. Следует разграничивать область применения цепей ПЦП и ПЦУ. При изучении конструкции пильных цепей и их элементов необходимо ознакомиться со способом соединения звеньев между собой и порядком чередования зубьев в блоке цепи, уяснить выполняемую функцию каждого зуба и хвостовиков. Далее важно изучить геометрические параметры зуба, уяснить и твердо знать назначение различных зубьев и их режущих кромок в процессе стружкообразования. Для закрепления знаний студент вычерчивает отдельно зубья цепи с обозначением угловых параметров.