521
.pdf1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова»
Кафедра лесоводства, лесной таксации и лесоустройства
Методические указания по организации и прохождению ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
для студентов по направлению подготовки 35.04.01 – Лесное дело
Воронеж 2018
2
УДК 630*945.3
Матвеев, С.М. Методические указания по организации и прохождению преддипломной практики для студентов по направлению подготовки 35.04.01. – Лесное дело / С.М. Матвеев; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «ВГЛТУ» – Воронеж, 2018. – 14 с.
Печатается по решению учебно-методического совета ФГБОУ ВО «ВГЛТУ»
(протокол № от |
2017 г.) |
Рецензент канд. геогр. наук, доц. кафедры геоэкологии и мониторинга окружающей среды Воронежского государственного университета Ю.А. Нестеров
Ответственный редактор д-р биол. наук, проф. С.М. Матвеев
© Матвеев С.М., 2017 © ФГБОУ ВО «Воронежский
государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», 2017
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….………..……… 4
1.ВИД ПРАКТИКИ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ ………………………. 5
2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИКИ .. 5
3.МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЕЕ ПО ВРЕМЕНИ …………………………………………………….………………… 6
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ ………………………………………………. 7
5.ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ ……………………… 8
6.ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ И ЭТАПОВ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ …………. 9
7.ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ И ЭТАПОВ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ………… 11
8.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИ ………… 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 13
4
ВВЕДЕНИЕ
Магистр – это квалификация выпускника магистратуры, который на основе квалификации бакалавра или специалиста получил углубленные специальные навыки и знания инновационного характера, имеет определенный опыт их применения для решения профессиональных проблемных задач в конкретной области. Магистр должен обладать широкой эрудицией, фундаментальной научной базой, владеть современными информационными технологиями, методами получения, обработки, хранения
ииспользования научной информации.
ВМетодических указаниях подробно рассматривается содержание преддипломной практики – практики по сбору материала для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Методические указания объясняют программу практики, этапы работы, требования к отчетным материалам. Устанавливают общие требования к содержанию и оформлению магистерских диссертаций, определенных действующим федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 35.04.01. Лесное дело (квалификация (степень) "магистр", утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2011 г. № 128.
5
1. ВИД ПРАКТИКИ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Преддипломная практика направлена на углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение им практических навыков, компетенций и опыта самостоятельной научно-исследовательской работы в рамках темы магистерской диссертации.
Целью преддипломной практики по направлению подготовки 35.04.01 Лесное дело, магистерской программы «Лесное дело» являются закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, сбор материала для выполнения выпускной квалификационной работы.
Организация преддипломной практики, согласование места прохождения практики и непосредственное руководство практикой осуществляется руководителем студента магистратуры.
По направлению подготовки 35.04.01 – «Лесное дело» (уровень магистратуры) студенту необходимо:
-собрать материал для выполнения ВКР.
2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИКИ
Для эффективного освоения различных этапов преддипломной практики студент должен обладать следующими компетенциями в соответствии ФГОС ВО:
а) общекультурными (ОК): способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования (ОК-2); готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
б) профессиональными (ПК): готовность к получению новых знаний о лесных объектах, способностью проводить прикладные исследования в области лесного и лесопаркового хозяйства (ПК-14); способность изучать и анализировать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовностью использовать современные достижения науки и передовой технологии в научноисследовательских работах (ПК-15); способность анализировать состояние и динамику показателей качества объектов профессиональной деятельности отдельных организаций и учреждений лесного и лесопаркового хозяйства с
6
использованием необходимых методов и средств исследований (ПК-16); способность разрабатывать программы и методики проведения исследований, выбирать методы экспериментальной работы, разрабатывать теоретические модели, позволяющие прогнозировать процессы и явления в лесном и лесопарковом хозяйстве (ПК-17); способность интерпретировать и представлять результаты научных исследований в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений, готовностью составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18); готовность к преподаванию специальных предметов и дисциплин в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
(ПК-25).
3.МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЕЕ ПО ВРЕМЕНИ
Преддипломная практика является важнейшей частью подготовки магистров лесного дела и проводится на предприятиях лесного хозяйства, обеспечивающих ее высококачественное прохождение в полном объеме, а также возможность сбора необходимого материала по темам магистерских диссертаций. Местами производственной практики могут быть лесничества, лесопарки, учебно-опытные лесхозы, научно-исследовательские институты и лесные опытные станции, лесоустроительные партии и экспедиции, заповедники, национальные парки и другие предприятия лесной отрасли.
Преддипломная практика проводится согласно учебному плану и графику учебного процесса в 3 семестре. Общая трудоемкость 432 часа.
Примерное содержание индивидуального задания и распределение по времени проведения:
Таблица 1 – Распределение времени по видам работ
№ |
Содержание |
Трудоёмкость в |
|
п/п |
часах |
||
|
|||
|
|
|
|
|
Преддипломная практика |
|
|
|
|
|
|
1 |
Проработка индивидуального задания на практику |
53 |
|
|
|
|
|
2 |
Исследовательский этап |
300 |
|
|
|
|
|
3 |
Написание и оформление отчета о практике |
79 |
|
|
|
|
|
Итого часов |
432 |
||
|
|
|
7
Преддипломная практика проходит в течение шести недель, начиная с 1 недели второго года обучения.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
подбор объектов и материалов для последующей НИР и магистерской диссертации;
оформление отчета и его защита.
В период прохождения преддипломной практики (6 недель) студент собирает информацию для выполнения ВКР, которая представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида или видов деятельности, к которым готовится студент (производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной).
Перед направлением на преддипломную практику за студентом закрепляется тема магистерской диссертации, в соответствии с которой ему выдается индивидуальное задание по изучению нормативных и производственных материалов, выбору объектов по сбору материала по теме магистерской диссертации, по дисциплинам для освоения навыков педагогической деятельности.
Преддипломная практика обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования и основных образовательных программ вуза.
В соответствии с утвержденной программой подготовки магистров по направлению «Лесное дело» в ВГЛТУ, основным видом профессиональной деятельности, к которой готовятся магистры, является научноисследовательская.
Соответственно, этот вид подготовки магистров является ключевым и предусматривает нижеследующие этапы:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования;
8
проведение научно-исследовательской работы;
корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
составление отчета по преддипломной практике; Основной формой планирования и корректировки индивидуальных
планов преддипломной практики обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения ВКР и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с основной образовательной программой магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которой готовится магистр (научно-исследовательской, организационно-управленческой, производственно-технологической, научно-педагогической, проектной, опытно-конструкторской, технологической, творческой и т.д.)
При выполнении выпускной квалификационной работы, обучающиеся в магистратуре должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Во время прохождения практики студент ведет дневник, в котором ежедневно записывает все вопросы, касающиеся выполнения программы практики и личного участия во всех видах педагогической работы и производственных работ.
9
Все разделы дневника обязательно должны быть заполнены.
Вежедневных записях студент дает описание выполняемых работ в соответствии с программой практики, с подробной характеристикой технологии, объекта и объема выполняемой работы.
По окончании периода практики, студентом магистратуры оформляется отчет по преддипломной практике в соответствии с индивидуальным заданием, полученным перед началом практики.
Отчет пишется кратко, чернилами, от руки либо компьютерным набором, на одной стороне бумаги формата «А4» 297X210 мм, иллюстрируется необходимыми схемами, графиками и рисунками, снабжается оглавлением и сброшюровывается.
Материалы студентов, отличившихся во время прохождения практики (отчеты и др.), могут представляться профилирующей кафедрой для участия в смотрах-конкурсах и олимпиадах на лучшие студенческие работы и учебные группы.
Отчет проверяется руководителем, который выставляет академическую оценку по результатам прохождения практики.
6.ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ И ЭТАПОВ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Врезультате прохождения преддипломной практики студент должен демонстрировать следующие результаты:
Студент при прохождении практики обязан:
полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики;
соблюдать действующие на предприятии режим работы и правила внутреннего трудового распорядка;
пройти инструктаж, изучить и строго соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне
со штатными работниками;
10
вести дневник, в котором производить ежедневные записи о выполняемой работе, сопровождая их необходимым материалом, делать соответствующие эскизы, зарисовки и т.д.;
активно участвовать в общественной жизни коллектива предприятия;
представить руководителю письменный отчет о выполнении программы практики и заданий, сдать зачет по практике.
В процессе прохождения преддипломной практики студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
а) общекультурными (ОК): способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования (ОК-2); готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
Б) профессиональными (ПК): готовность к получению новых знаний о лесных объектах, способностью проводить прикладные исследования в области лесного и лесопаркового хозяйства (ПК-14); способность изучать и анализировать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовностью использовать современные достижения науки и передовой технологии в научноисследовательских работах (ПК-15); способность анализировать состояние и динамику показателей качества объектов профессиональной деятельности отдельных организаций и учреждений лесного и лесопаркового хозяйства с использованием необходимых методов и средств исследований (ПК-16); способность разрабатывать программы и методики проведения исследований, выбирать методы экспериментальной работы, разрабатывать теоретические модели, позволяющие прогнозировать процессы и явления в лесном и лесопарковом хозяйстве (ПК-17); способность интерпретировать и представлять результаты научных исследований в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений, готовностью составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18); готовность к преподаванию специальных предметов и дисциплин в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
(ПК-25).