790
.pdfМинистерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Воронежский государственный лесотехнический университет
им. Г.Ф. Морозова»
ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ
Методические указания по организации и прохождению учебной практики для студентов по направлению подготовки
05.03.06 – Экология и природопользование
Воронеж 2016
2
УДК 502.17
Прохорова Н.Л. Промышленная экология [Текст]: методические указания по организации и прохождению учебной практики для студентов по направлению подготовки 05.03.06 – Экология и природопользование /Н.Л. Прохорова, Д,Ю. Капитонов ев; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «ВГЛТУ». - Воронеж, 2016. - 11 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
* > |
|
Введение ................................... |
...................................... 4 |
1 .................................................. |
Цели и задачи учебной практики . : |
....................................................... |
.........................................5 |
2 ............................................................................................................ |
Об |
ъем работы............................................................................................ |
7 |
3 ........................................................................................................ |
Соде |
ржание учебной практики ................................................................ |
9 |
ВВЕДЕНИЕ
Промышленная экология - приклад1ная научная дисциплина, применяющая принципы химической технологии и экологоэкономические ограничения к области, охватывающей непосредственно промышленное устройство, процессы, аппараты и схемы, которые служат средством для достижения устойчивого, самоподдерживающегося функционирования системы человек - техника - окружающая среда, находящейся под воздействием загрязнений данного техногенного объекта.
Промышленная экология рассматривает (изучает) взаимосвязь (и взаимозависимость) материального, в первую очередь промышленного, производства, человека и других живых организмов со средой их обитания, т.е. предметом изучения промышленной экологии являются экологоэкономические системы.
«Промышленная экология является системно ориентированным подходом к объединению экономической деятельности людей и управлению материальным производством с фундаментальными биологическими, химическими и физическими глобальными системами».
В природных экосистемах производство и разложение сбалансированы, в них нет отходов; отходы одних организмов служат средой обитания для других и таким образо м осуществляется практически замкнутый кругооборот веществ. В природных экосистемах около 90 % энергии расходуется на разложение и возвращение веществ в биогеохимический цикл. В социально - экономических системах около 90 % материальных ресурсов переходит в отходы, а основное количество энергии используется в производстве и потреблении. Поэтому главной задачей промышленной экологии является нахождение путей для рационального использования природных ресурсов, предотвращения их исчерпания, деградации и загрязнения окружающей среды, а в конечном итоге - совмещение техногенного и биогеохимического кругооборотов веществ.
1ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1Учебная практика по промышленной экологии является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов. Это неотъемлемая составная часть учебного процесса, позволяющая практически осмыслить информацию, полученную студентами в процессе прохождения лекционной и лабораторной подготовки по разным направлениям промышленной экологии.
Цель учебной практики - закрепление теоретических знаний, полученных студентами во время лекций и практических работ, необходимых будущим специалистам для принятия экологически, технически и экономически обоснованных решений.
В выборе темы и в процессе работы преподаватель направляет и консультирует студента, помогая ему преодолевать трудности методического характера и прививает навыки осмысления полученных данных.
1.2В задачи учебной практики входит знакомство с разработкой
ивнедрением средозащитных и ресурсосберегающих мероприятий, различных видов новой средозащитной техники, экологически чистых или мало- и безотходных технологических процессов, производств и производственных комплексов, с процессом разработки инвестиционных проектов и проектов строительства про мышленных предприятий, отдельных производств, производственных комплексов
идругих объектов, оказывающих влияние на уровень использования природных ресурсов и качество окружающей среды, а также со сферой управления средозащитной деятельности, обобщения экспериментальных данных в виде отчета, знакомство со специальной литературой по теме выполненного исследоваьшя.
1.3В результате прохождения учебной практики обучаемый должен зыать:
основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам и изделиям, постановления, распоряжепия, приказы
вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы.
уметы
разрабатывать методические и нормативные материалы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ, следить за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов.
2ОБЪЕМ РАБОТЫ
Всоответствии с учебным планом продолжительность учебной практики по специальности составляет 5 дней (25 часов) при 5 - часовом рабочем дне.
Основными базами практики являются; учебные лаборатории кафедры экологии, защиты леса и лесного охотоведения ВГЛТА, прилегающая территория. В соответствии с поставленными для выполнения работ по избранной теме задачами руководитель может предложить иное место прохождения практики.
Перед началом практики со студентами проводится инструктаж по технике безопасности работы с документальным оформлением.
Группа для более качественного освоения материала разбивается на бригады. Для приобретения навыков научно -исследовательской работы и накопления материала для подготовки и написания курсовой
и, позднее, дипломной работ или проекта, студенты обязаны выполнить программу работ по теме, предложенной руководителем практики.
Впериод прохождения практики студенты ежедневно ведут дневник практики и журнал для записи наблюдений или экспериментальных данных, полученных в лаборатории.
Отчет об учебной практике представляется побригадно при подведении итогов практики. В отчете последовательно указываются цели и конкретные задачи практики, сроки и место ее прохождения.
Текущий контроль выполнения программы учебной практики осуществляется руководителем практики. По резуль татам практики каждый студент делает устное сообщение, в котором отражает объем полученного материала, какой процент материала уже обработан.
Эффективность работы руководителя и группы в подготовительный период является залогом успешного проведения практики.
в период учебной практики руководитель контролирует работу отдельных студентов, бригад и в целом в.сей группы - ведение дневников, сбор материалов по индивидуальным и бригадным заданиям.
Материалы практики могут быть использованы с тудентами для подготовки докладов на научных студенческих кружках, при написании курсовых работ.
После представления студентом письменного отчета, дневника практики и устного сообидения руководителем практики выставляется оценка. Результаты практики оцениваются с выставлением отметки в ведомость и зачетную книжку студента.
Студентам, не прошедшим практику в сроки, определенные рабочими планами, по уважительным причинам, сроки практики могут быть изменены. Дополнительная литература рекомендуется руководителем практики в зависимости от избранной для в ыполнения темы.
Таблица 1
3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4
День 1. Производственный инструктаж по технике безопасности, охране труда и противопожарной безопасности. Получение и выполнение задания.
Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами практики, с порядком выполнения работ, местом проведения практики. Прохождение инструктажа по технике безопасности. Получение и выполнение задания.
День 2, 3. Знакомство со структурой предприятия (учреждения, организацией) и основной сферой деятельности, функциями подразделения, где непосредственно проходит практика.
В ходе проведения ознакомительных экскурсий студенты знакомятся;
-с организационной структурой предприятия;
-с характеристиками предприятия, технологическим процессом;
-с организацией экологической службы предприятия, организации;
-нормативами предельно допустимых выбросов (ПДВ) отдельных компонентов и платами за их превышение.
День 4. Сбор материала, первичная обработка и обобщение
-» >
-фактического материала по литературным источникам Обработка материалов.
День 5. Анализ собранных данных, составление и оформление отчета по практике и сдача отчета по практике.
-Написание отчета. Сдача зачета по практике.
Структура отчета о прохождении учебной практики
(выполняется на листах формата А-4):
-Титульный лист
-Введение. (Во введении указываются; твид практики, цель, задачи, продолжительность, база практики)
-Основная часть. (Компоновка основных разделов отчета должна соответствовать порядку посещения предприятий , учреждений, организаций и других объектов. В основной части студенты дают общую характеристику данных объектов, организации их деятельности, если это не противопоказано условиями и правилами конфиденциального характера. Так же в основной части студенты о свещают вопросы природоохранной деятельности и экологической безопасности на посещаемом предприятии.
10
Заключение (В заключении приводится всесторонняя оценка практики (повторение выводов по разделам основной части допускается), делается общий вывод о рещении всех поставленных задач и достижении цели учебной практики)
Библиографический список
Отчет должен содержать не более 25 страниц печатного текста. Текст отчета пишется с одной стороны листа с оставлением полей. А каждый пункт плана с новой страницы. Страницы должны быть пронумерованы.