3621
.pdfМинистерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Воронежская государственная лесотехническая академия
ЭКОНОМИКА
Методические указания к семинарским занятиям для студентов
неэкономических специальностей
Воронеж 2011
ББК 65.01
Экономика [Текст]: методические указания к семинарским занятиям для студентов неэкономических специальностей /В.П. Четвертакова [и др.]; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО «ВГЛТА». – Воронеж, 2011. – 45 с.
Печатается по решению учебно-методического совета ГОУ ВПО "ВГЛТА" (протокол № от апреля 2011 г.)
Методические указания к семинарским занятиям по экономике подготовлены коллективом кафедры экономической теории: проф. В.П. Четвертакова - введение, темы 1, 10, 12, 14; доц. В.И. Богатырев - темы 2, 5; доц. И.В. Дронов - темы 11, 18; доц. С.В. Харин - темы 16, 17; ст. преп. О.В. Гриднева - темы 7, 13; ст. преп. С.В. Попова - темы 6, 15; ст. преп. С.В. Васильева - темы 8, 9; асс. Н.Н. Фомина - темы 3, 4.
ББК 65.01
Четвертакова В.П., Гриднева О.В., Попова С.В., Фомина Н.Н. Экономика [Текст]: практикум (сборник тестов и задач) для студентов неэкономических специальностей; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО «ВГЛТА». –
Воронеж, 2011. – 80 с.
Рецензент: кандидат экономических наук, доцент Е.А. Югов
Печатается по решению учебно-методического совета ГОУ ВПО "ВГЛТА" (протокол № от апреля 2011 г.)
Введение
Дисциплина «Экономика» является фундаментальным учебным курсом
всистеме экономического образования. В нем изложены базовые теоретические концепции, основополагающие закономерности и тенденции развития современной экономики. В данном курсе рассматриваются проблемы экономического развития, анализируются современные особенности общественного воспроизводства, представлены основные макроэкономические модели, показаны способы их практического применения для обоснования результатов государственной экономической политики, разработки способов и методов государственного регулирования экономики. Курс дает фундаментальный понятийный аппарат и основные инструменты экономического анализа на микро- и макроуровне, являющиеся теоретической основой для других экономических дисциплин, изучаемых студентами в академии.
Основные цели курса: формирование у студентов экономического мышления и высокого уровня экономической подготовки; усвоение обучаемыми теоретико-методологических основ данной дисциплины; понимание условий функционирования национальных хозяйственных систем; выработка навыков творческого анализа сложных процессов экономической действительности; формирование умения исследовать и давать аргументированную оценку теориям и концепциям, положенным в основу социально-экономической политики государства; глубокое осмысление и понимание сущности хозяйственных процессов, происходящих
всовременной российской экономике.
Курс изучается студентами в течение 5-6 семестров. Основными формами изучения данной дисциплины являются лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа студентов. В конце семестра студенты сдают итоговый экзамен или зачет.
В результате изучения данного учебного курса студенты должны:
3
Знать систему экономических категорий и законов, методы анализа экономических процессов и явлений; закономерности и принципы поведения экономических агентов в современной смешанной и переходной экономике; пути обеспечения высококвалифицированного хозяйствования и особенности поведения субъектов экономики в различных рыночных структурах; внутреннюю логику формирования и функционирования экономических систем, их содержание, структуру и классификацию; макроэкономические пропорции общественного воспроизводства, равновесие национального рынка, формы макроэкономической нестабильности и основные направления политики государства.
Уметь самостоятельно анализировать сложные социальноэкономические процессы, происходящие в современной рыночной экономике; творчески применять полученные знания в хозяйственной практике; обосновывать, исследовать и разрабатывать пути повышения экономической деятельности предприятий и фирм, грамотно оценивать институциональные преобразования в экономике нашей страны, использовать результаты экономического анализа для оценки и перспектив экономического роста в современных условиях.
Программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования Российской Федерации. От студентов требуется обязательное посещение лекций, семинаров, систематическое и последовательное усвоение тем учебного курса «Экономика».
4
Раздел 1 Введение в экономику
Тема 1 Предмет и методы экономики
Цель занятия: определить предмет, методы и функции экономики, уяснить систему экономических отношений, сущность и объективный характер экономических законов.
Вопросы для обсуждения
1.Возникновение, содержание и этапы развития экономики.
2.Процесс труда и процесс производства. Производительные силы и производственные отношения. Способ производства.
3.Система экономических отношений и экономических законов. Предмет экономики.
4.Методы познания экономической действительности. Экономические категории. Функции экономики.
Темы рефератов и докладов
1.Экономическая мысль России.
2.Роль классической политической экономии в развитии экономической науки.
3.Выдающиеся экономисты - лауреаты Нобелевской премии.
Приступая к изучению курса "Экономика" необходимо осознать, что современный человек не может считать себя образованным, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел экономическими знаниями. Знание экономической науки помогает в решении современных экономических проблем.
Экономическая наука первоначально возникла в античном обществе как "экономия" – наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан. Термин "экономия" впервые был предложен Ксенофонтом, который вместе с другими выдающимися мыслителями Древней Греции Платоном и Аристотелем внес большой вклад в развитие экономической науки. Становление экономической теории как науки
приходится на ХУI |
– ХУШ вв. |
нашей эры. Первой научной |
школой |
|
экономической теории стала школа |
меркантилистов, которая источник |
|||
богатства видела во внешней торговле. |
|
|
||
Формирование |
классической |
|
политической экономии |
было |
|
|
|
|
5 |
подготовлено развитием капитализма. Ее первыми представителями были физиократы. Они считали источником богатства общества сельское хозяйство. Наибольшее развитие экономическая теория нашла в трудах классиков буржуазной политической экономии У.Петти, А.Смита, Д.Рикардо. Особое место в экономической теории занимает теоретическое наследие К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они рассматривали социально-экономические процессы, происходящие в обществе, с точки зрения наемного работника-пролетария. В конце прошлого века сформировалось неоклассическое направление экономической науки.
Во втором вопросе следует обратить внимание на то, что производство всегда представляет процесс взаимодействия человека и природы. Труд — есть сознательная, целесообразная деятельность человека. Для трудовой деятельности необходимы предметы труда - то, на что направлен труд человека. Те вещи, с помощью которых человек воздействует на предмет труда называют средствами труда. Предметы труда и средства труда в их совокупности составляют средства производства. Средства производства и люди, обладающие производственным опытом и способностью к труду, образуют производительные силы общества. Отношения между людьми, в которые они вступают независимо от их воли и сознания, по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ называют производственными отношениями. Производительные силы и производственные отношения образуют способ производства.
В третьем вопросе надо отметить, что существует система экономических отношений, включающая социально-экономические и организационно-экономические отношения. Экономическая наука выясняет и раскрывает экономические законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ на различных ступенях развития человеческого общества. Экономика показывает пути и методы использования экономических законов в реальной практике экономической жизни общества. Предметом экономической науки являются социально-экономические и, прежде всего производственные, отношения между людьми и экономические законы их определяющие.
Под экономическими законами понимают внутренние, существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами. Экономические законы носят объективный характер, то есть не зависят от воли и сознания людей.
6
В последнем вопросе темы требуется познать методы и функции экономики. Общую методологическую основу составляет диалектический материализм, который соединяет в себе материалистическое объяснение явлений природы и общества с диалектическим методом познания. Чтобы проникнуть в сущность, раскрыть закономерности изучаемого предмета, необходимо абстрактное, теоретическое мышление. Научная абстракция есть мысленное отвлечение, абстрагирование от несущественных сторон явления. Кроме этого экономика использует и такие методы как анализ и синтез, исторический и логический и др. Экономика выполняет ряд важнейших функций: познавательную, методологическую и практическую.
Библиографический список Основная литература
1.Экономика [Текст] : учебник /под ред. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2008. - Гл. 7.
2.Экономика [Текст] : учеб. для неэкономических вузов /под ред. Е.Н. Лобачевой. - М.: Изд-во "Экзамен", 2004. - Гл. 2.
Дополнительная литература
3.Экономика [Текст] : учеб. пособие /под ред. В.П. Четвертаковой. -
Воронеж, 2011. - Гл. 1.
4.Гловели, Г. Политэкономия в широком смысле: элементы институционализма и утопизма [Текст] /Г. Гловели //Вопросы экономики. - 2010. - № 10. - С. 113-134.
5.Кирдина, С. О своевременности современной экономической теории [Текст] /С. Кирдина //Вопросы экономики. - 2010. - № 6. - С. 136-148.
6.Макашева, Н. Помогает ли Дж. М. Кейнс исследовать российскую экономику? [Текст] /Н. Макашева //Вопросы экономики. - 2010. - № 12. - С. 131-140.
7.Маркс, К. Капитал Т.1. Предисловие к первому и второму изданию [Текст] /К. Маркс, Ф. Энгельс //Сочинения. - М.: Политиздат, 1978. - Т.23. -
С. 6-22.
8.Московский, А.И. О предмете и методе современной экономической науки [Текст] /А.И. Московский //Вестник МГУ (экономика). - 2002. - № 3. -
С. 21-39.
7
9. Фролов, Д. Методологический институционализм: новый взгляд на эволюцию экономической науки [Текст] /Д. Фролов //Вопросы экономики. - 2009. - № 11. - С. 90-101.
Тема 2 Общественное производство: потребности, ресурсы, результаты, экономический выбор
Цель занятия: рассмотреть и уяснить сущность, характер, структуру и результаты общественного производства, дать представление об эффективности производства.
Вопросы для обсуждения
1.Общественное производство: сущность, структура и факторы.
2.Потребности, ресурсы и экономический выбор. Кривая производственных возможностей.
3.Результаты общественного производства. Общественный продукт
иего структура.
4.Эффективность производства: содержание, показатели и факторы
роста.
Темы рефератов и докладов
1.Современное представление о характере производства.
2.Национальное богатство России: состав, структура, особенности.
3.Альтернативы «сырьевой» модели развития российской
экономики.
При рассмотрении первого вопроса темы следует обратить внимание на то, что человек не может перестать потреблять и потому не может перестать производить. Производство – есть процесс преобразования факторов производства в готовую продукцию, способную удовлетворять какие-либо потребности людей. Если животные, в лучшем случае, собирают то, что им дает природа для их существования, то человек производит. Производство – есть, прежде всего, процесс труда – это сознательная и целесообразная деятельность человека. Труд – есть форма проявления сознания. Сознание не дается человеку по рождению, а есть результат взаимодействия людей друг с другом. Поэтому труд всегда носит общественный характер и производство всегда является общественным
8
производством. Далее рассмотрите структуру общественного производства и факторы его определяющие.
Во втором вопросе необходимо уяснить, что производство без потребления бессмысленно. Потребление есть процесс удовлетворения потребностей людей. Потребности – это внутренние, побудительные мотивы деятельности людей. Для производства необходимой человеку продукции нужны ресурсы. Земной шар ограничен, следовательно, ограничены и ресурсы, которые человек может использовать для удовлетворения своих потребностей. Ограниченность ресурсов ставит человека перед выбором – что, как и для кого производить? Экономический выбор характеризует кривая производственных возможностей. Рассмотрите варианты рационального и нерационального поведения людей при использовании имеющихся у них ресурсов. Приведите примеры классификации факторов производства, выясните, в чем сходство и в чем различия между факторами производства и ресурсами.
Втретьем вопросе рассмотрите результаты общественного
производства, одним из показателей которых выступает совокупный общественный продукт. Приведите его структуру в натуральновещественной форме и по функциональному назначению. Следует также иметь ввиду, что большая часть производимой продукции в современных условиях принимает форму товаров, поэтому совокупный общественный продукт может быть представлен и по стоимости.
В четвертом вопросе ключевым моментом выступает понятие эффективности производства. В самом общем виде эффективность – есть отношение результата к затратам. На базе такого представления об эффективности рассчитываются многочисленные показатели эффективности производства: рентабельность производства, прямые и обратные показатели, такие как фондоемкость и фондоотдача, трудоемкость и трудоотдача, энергоемкость и энергоотдача и др. Исходя из общего представления об эффективности рассмотрите способы ее повышения.
Основная литература
1.Экономика [Текст] : учебник /под ред. А.С. Булатова. - М.:
Экономистъ, 2008. - Гл. 1, 16.
2.Экономика [Текст] : учеб. для неэкономических вузов /под ред. Е.Н. Лобачевой. - М.: Изд-во "Экзамен", 2004. - Гл. 1.
9