- •В ведение
- •1. Понятие, свойства, классификация, этапы развития ит
- •1.1. Введение в ит
- •1.2. Определение ит и ис
- •1.3. Составляющие и свойства информационных технологий
- •1.4. Классификация ит
- •1.5. Критерии эффективности ит
- •1.6. Этапы развития информационных технологий
- •1.7. Контрольные вопросы
- •2. Информационная модель предприятия. Автоматизация делопроизводства и документооборота
- •2.1. Информационные потоки на предприятии
- •Информационные каналы и способ получения информации
- •2.2. Информационная модель предприятия
- •Стандарты idef
- •Сети Петри
- •Использование времени (стохастические Сети Петри)
- •2. Окрашенные (цветные) сети Петри
- •3. Решение Конфликта.
- •4. Понятие Подмодели
- •Case-технологии
- •2.3. Автоматизация документооборота
- •Классификация систем электронного документооборота
- •Факторы выбора систем электронного документооборота
- •Российский рынок систем автоматизации делопроизводства
- •Обзор основных систем документооборота, представленных в России
- •Эффективность внедрения систем электронного документооборота
- •Электронная цифровая подпись
- •2.4. Контрольные вопросы
- •3. Направления автоматизации деятельности предприятий
- •3.1. «Лоскутная» автоматизация на основе автоматизированных рабочих мест
- •Классификация арм
- •Принципы конструирования арм
- •Типовая структура арм
- •Арм на предприятии
- •3.2. Комплексная автоматизация деятельности предприятий на основе корпоративных информационных систем Понятие и классификация кис
- •Международные стандарты управления предприятием
- •Мировой и российский рынок кис
- •3.3. Контрольные вопросы
- •4. Технология баз информации, системы управления базами данных, модели данных. Понятие хранилища данных
- •4.1. Системы управления базами данных (субд) Основные понятия баз данных
- •Виды моделей бд
- •Сетевая модель данных
- •Реляционная модель данных
- •Классификация субд
- •4.2. Хранилища данных
- •4.3. Контрольные вопросы
- •5. Автоматизация оперативных, тактических и стратегических задач управления. Автоматизация операционных задач. Системы поддержки принятия решений. Системы анализа данных. Olap-технологии
- •5.1. Автоматизация оперативных, тактических и стратегических задач управления
- •5.2. Oltp–системы
- •5.4. Сппр
- •Olap-технологии
- •Интеллектуальный анализ данных
- •5.5. Контрольные вопросы
- •6. Глобальная сеть интернет
- •6.1. История создания Интернет
- •6.2. Административное устройство и финансирование Интернет
- •6.3. Основные сервисы Интернет
- •6.4. Типы подключений к Интернет
- •6.5. Системы адресации в Интернет
- •6.6. Протоколы Интернет
- •6.7. Поиск информации в Интернет
- •Тематические каталоги
- •Автоматические индексы
- •Российские поисковые системы
- •6.8. Контрольные вопросы
- •7. Сетевые информационные технологии
- •7.1. Аппаратные средства лвс
- •С использованием внешнего моста
- •7.2. Средства коммуникации в компьютерных сетях
- •Витая пара
- •Коаксиальный кабель
- •Оптоволоконные линии
- •Радиоканалы
- •7.3. Принципы передачи данных в сетях Кодирование информации
- •Методы передачи информации
- •7.4. Организация взаимодействия устройств в сети
- •7.5. Требования к современным лвс
- •7.6. Модели построения лвс
- •Стандартные стеки коммуникационных протоколов
- •7.7. Классификация вычислительных сетей Классификация по территориальному признаку
- •Классификация по масштабу сети
- •Классификация по способу передачи информации
- •7.8. Топологии вычислительной сети
- •Полносвязная топология
- •Ячеистая топология
- •Топология типа звезда
- •Кольцевая топология
- •Логическая кольцевая топология
- •Шинная топология
- •Древовидная структура лвс
- •7.9. Типы построения сетей по методам передачи информации
- •Локальная сеть Arcnet
- •Локальная сеть Token Ring
- •Локальная сеть Ethernet
- •Технологии Fast Ethernet и 100vg-AnyLan
- •Технология Gigabit Ethernet
- •Технология fddi
- •7.10. Контрольные вопросы
- •8. Защита информации
- •8.1. Аппаратные методы защиты
- •8.2. Программные методы защиты
- •8.3. Компьютерные вирусы и средства защиты
- •Классификация компьютерных вирусов
- •Средства антивирусной защиты
- •Классификация программ-антивирусов
- •8.4. Защита информации в глобальных и локальных сетях
- •8.5. Контрольные вопросы
- •Сводные вопросы по лекционному материалу
- •Сводные вопросы по материалу для самостоятельного изучения
- •Библиографический список
- •Оглавление
- •394026 Воронеж, Московский просп., 14
А.В. Мандрыкин
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
В ЭКОНОМИКЕ
Учебное пособие
Воронеж 2007
ГОУВПО «Воронежский государственный
технический университет»
А.В. Мандрыкин
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
В ЭКОНОМИКЕ
Издание второе,
переработанное и дополненное
Утверждено Редакционно-издательским советом
университета в качестве учебного пособия
Воронеж 2007
УДК 681.3
Мандрыкин А.В. Информационные технологии в экономике: учеб. пособие / А.В. Мандрыкин. 2-е изд., перераб. и доп. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2007. 186 с.
Учебное пособие содержит всю необходимую информацию для изучения дисциплины «Информационные технологии в экономике», контрольные вопросы.
Издание соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям 080500 «Менеджмент», 080100 «Экономика» специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» всех форм обучения.
Учебное пособие подготовлено в электронном виде в текстовом редакторе Microsoft Word 2003 и содержится в файле inftech.doc.
Табл. 3. Ил. 24. Библиогр.: 40 назв.
Научный редактор д-р экон. наук, проф. О.Г. Туровец
Рецензенты: кафедра информационных технологий Института менеджмента, маркетинга и финансов (зав. кафедрой канд. техн. наук, доц. А.С. Чернигин);
канд. техн. наук, доц. С.П. Попов
© Мандрыкин А.В., 2007
© Оформление. ГОУВПО
«Воронежский государственный технический университет», 2007
В ведение
Управление современным предприятием в условиях рыночной экономики представляет собой сложный процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий на текущих временных отрезках с целью решения стратегической задачи обеспечения его устойчивого финансового и социально-экономического развития.
Информационные технологии, достигшие нового качественного уровня, в значительной мере расширяют возможности эффективного управления, поскольку предоставляют в распоряжение менеджеров, финансистов, маркетологов, руководителей производства всех рангов новейшие методы обработки и анализа экономической информации, необходимой для принятия решений. Информационные технологии в управлении – это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.
Именно владение достоверной и актуальной информацией вместе с умением эффективно применять адекватные методы и средства ее сбора, преобразования и передачи служит основой успешной деятельности любых предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовой формы.
Эксперты CNews Analytics провели детальный анализ проблем, побуждающих промышленные предприятия к информатизации. Проблемы, которые многие предприятий рассматривают как острые и крайне острые: дефицит квалифицированных кадров, нехватка инвестиций в развитие и значительный износ оборудования.
Первые две из указанных проблем никак не связаны с информационными технологиями, а носят макроэкономический и макросоциальный характер. Третья косвенно связана с ИТ, точнее – с качеством учета наличия, наработки и износа оборудования. В итоге, информатизация не занимает пока главенствующего места в стратегии развития большинства промышленных предприятий. Основные доминанты стратегии развития остаются вполне традиционными — привлечение финансовых ресурсов и квалифицированных кадров. Правда, если речь идет о привлечении иностранных инвестиций, то со стороны иностранных инвесторов внедрение новых ИТ может быть выдвинуто как необходимое условие сотрудничества.
И все же, несмотря на то, что доля предприятий, указавших проблемы, связанные с информатизацией, как острые и крайне острые, пока невелика, она, тем не менее, не равна нулю. Часть этих предприятий, видимо, поставит решение данных проблем в основу своих стратегий развития в ближайшие годы. Информатизация должна стать для них важнейшей составной частью общей стратегии развития.
1. Понятие, свойства, классификация, этапы развития ит
1.1. Введение в ит
Результаты научных исследований показывают, что информация и научные знания в последние годы играют все большую роль в жизни общества. Об информации сегодня говорят как о стратегическом ресурсе общества, определяющем уровень развития государства, его экономический потенциал и положение в мировом сообществе.
Во многих развитых странах мира сегодня активно идет процесс перехода от индустриального к информационному обществу. В этих условиях средства создания и использования информационных ресурсов в любой развитой стране должны быть на уровне современных требований. Такими средствами являются:
научная методология, используемая в информационной сфере общества;
программно-аппаратные средства информатизации;
современные информационные технологии.
Указанные средства в последние годы все более широко используются практически во всех сферах социальной практики. Что же касается информационных технологий, то, повышая эффективность использования информационных ресурсов, они выступают не только как важнейший инструмент деятельности в информационной сфере общества, но также и как мощный катализатор развития научно-технического прогресса. Именно поэтому проблема развития и совершенствования информационных технологий сегодня занимает одно из приоритетных мест в стратегии научно-технического и социально-экономического развития передовых стран мира, является важным аспектом их национальной политики.