- •Введение
- •Глава 1. Инновации как фактор развития современной экономики
- •Роль инноваций в экономике
- •Понятие инноваций и связанных с ними категорий
- •Рынок научно-технической продукции
- •Пример 1.1. История научно-технического развития Японии
- •Пример 1.2. Инновационная политика Китая
- •Пример 1.3. Программа инновационного развития Южной Кореи
- •Характеристика и развитие наукоемких отраслей
- •Глава 2. Теоретические положения инновационного менеджмента
- •2.1. Классификация инноваций
- •2.2. Развитие инновационных процессов
- •2.3. Венчурное предпринимательство
- •Диффузия как неотъемлемая часть инновационного процесса
- •2.4.1. Понятие диффузии инноваций
- •Пример 2.1. К. Висслер [107]: Исследование влияния распространения лошадей на равнинных индейцев
- •Пример 2.2. Исследование влияния распространения гибридной кукурузы га диффузию инноваций в штате Айова [104]
- •Пример 2.3. Исследования влияния сми (средств массовой информации) на диффузию инноваций
- •2.4.2. Характеристика основных участников
- •Глава 3. Интеллектуальная собственность в составе нематериальных активов
- •3.1. Понятие и классификация нематериальных активов
- •Виды интеллектуальной собственности. Защита интеллектуальной собственности
- •1) Произведения науки, литературы и искусства;
- •3.3. Деловая репутация предприятия (гудвилл)
- •Глава 4. Управление инновациями
- •Лицензия – разрешение на использование другими физическими или юридическими лицами изобретений, технологий, технических знаний, производственного опыта и т.Д.
- •Лицензия ‑ разрешение, выдаваемое государственными органами на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.
- •4.2. Коммерциализация как этап в процессе управления инновационной деятельностью предприятия
- •4.3. Проблемы коммерциализации
- •Глава 5. Оценка нтеллектуальной собственности
- •5.1. Методологические основы оценки интеллектуальной собственности
- •5.2. Особенности определения стоимости объектов интеллектуальной собственности
- •Стоимость в обмене (exchange value);
- •Стоимость в пользовании (value in use).
- •5.3. Проблемы оценки нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности
- •5.4. Основные подходы и методы оценки стоимости интеллектуальной собственности
- •5.5. Затратный подход
- •Метод стоимости создания (метод фактических затрат);
- •Метод выигрыша в себестоимости.
- •5.5.1. Метод стоимости создания (метод фактических затрат)
- •Алгоритм расчета стоимости оис затратным подходом:
- •Пример 5.1 Определение стоимости оис методом фактических затрат
- •5.5.2. Метод выигрыша в себестоимости
- •Пример 5.2. Определение стоимости оис методом выигрыша в себестоимости
- •5.6. Рыночный подход (сравнительный)
- •5.6.1. Особенности применения рыночного (сравнительного) подхода
- •Алгоритм расчета стоимости оис в рамках рыночного (сравнительного) подхода:
- •5.6.2. Определение доли прибыли в стоимости продукции (технологии),
- •Пример 5.3. Определение доли прибыли в стоимости продукции
- •Пример 5.4. Определение доли прибыли в стоимости продукции
- •5.7. Доходный подход
- •Алгоритм расчета стоимости оис методом дисконтированных денежных потоков:
- •Алгоритм определения стоимости оис методом капитализации доходов:
- •Алгоритм определения стоимости гудвилла методом избыточной прибыли:
- •Алгоритм метода освобождения от роялти:
- •Пример 5.5. Расчет стоимости изобретения методом освобождения от роялти
- •5.8. Метод определения стоимости изобретения на основе прибыли
- •Пример 5.6. Определение стоимости изобретения на основе прибыли
- •5.9. Итоговое согласование данных, полученных в результате расчетов по трем подходам
- •Пример 5.8. Определение итогового согласования (ранжированием) данных, полученных различными методами
- •5.10. Оценка эффективности объектов интеллектуальной собственности
- •Заключение
- •Библиографический список
- •Коэффициент достигнутого результата
- •Коэффициент сложности решенной технической задачи
- •Коэффициент новизны
- •Стандартные ставки роялти
- •Оглавление
- •Дьяконова светлана николаевна инновационный менеджмент
- •080502 «Экономика и управление на предприятии (строительство)»
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет»
(Воронежский ГАСУ)
С.Н. Дьяконова
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Учебное пособие
Рекомендовано научно-методическим советом
Воронежского ГАСУ в качестве учебного пособия для студентов,
обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление
на предприятии (строительство)»
Воронеж 2012
УДК 658.001.76.012.4 (075.8)
ББК 65.290-55я73
Д935
Рецензенты:
кафедра менеджмента Института менеджмента, маркетинга и финансов (ИММиФ);
В.В. Давнис, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой информационных технологий
и математических методов экономики
Воронежского государственного университета
Д935
|
Дьяконова, С.Н. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / С.Н. Дьяконова; Воронежский ГАСУ. ‑ Воронеж, 2012. ‑ 183 с.
|
ISBN 978-5-89040-425-1
Изложено содержание инновационного менеджмента, охарактеризовано его значение и роль в практической деятельности промышленных и строительных предприятий.
Содержит описание основных теорий в области развития инноваций, примеры инновационной политики ряда зарубежных стран, теоретические основы инновационного менеджмента (основные понятия, определения, структуру и фазы инновационных процессов). Дается понятие интеллектуальной собственности и нематериальных активов, описаны правовые механизмы охраны и защиты интеллектуальной собственности. Большое внимание уделено методикам и рекомендациям в области проведения оценки результатов интеллектуальной деятельности.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (строительство)».
Ил. 11. Табл. 13. Библиогр.: 111 назв.
УДК 658.001.76.012.4 (075.8)
ББК 65.290-55я73
ISBN 978-5-89040-425-1 © Дьяконова С.Н., 2012
© Воронежский ГАСУ, 2012
Введение
Модернизация российской экономики требует углубленного развития и изучения ряда новых областей науки и практики.
В промышленно развитых странах роль науки и инноваций, влияние их на экономическое развитие достаточна велика. Благодаря инновациям и высокому уровню наукоемкости ведущие страны мира занимают выгодное положение на мировом рынке, особенно в условиях расширенной экономической глобализации.
Опыт развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей в США, Германии, Великобритании, Японии, Китае, Южной Корее и других странах представляет существенный интерес для России.
Цели и основные задачи дисциплины «Инновационный менеджмент» – приобретение необходимых теоретических и практических знаний, обеспечение студентов и лиц, изучающих инновации, знаниями для создания базового образования в области инновационных дисциплин, необходимого для решения проблем современной экономики России.
Актуальность изучения «Инновационного менеджмента» несомненна. В настоящее время уже сформировалась экономика, основанная на инновационных составляющих. Ранее экономика не раз претерпевала изменения своей направленности. Так, экономику, основанную на физическом труде, сменила индустриальная экономика, строящаяся на природных ресурсах. А впоследствии ее заменила постиндустриальная экономика, так называемая «экономика знаний», где главный фактор производства – интеллектуальные ресурсы.
Спад в экономике и кризисные явления можно преодолеть грамотной и насыщенной инновационной политикой. Инновационная политика способна увеличить внутренний валовой продукт страны за счет внедрения и выпуска принципиально новых видов продукции, расширения и выхода на мировой рынок с конкурентоспособными отечественными товарами и технологиями.
Конкурентные преимущества, лидерство и успех предприятий все в большей степени являются следствием эффективного использования таких факторов, как анализ и интерпретация информации, прогнозирование и моделирование изменений ситуации, создание, использование и коммерциализация баз знаний, опыта и иных интеллектуальных продуктов.
Владея новой интеллектуальной собственностью, строительные предприятия, прежде всего, получают новые конкурентные преимущества.
И, конечно же, для поддержания уровня конкурентоспособности предприятиям необходимы квалифицированные кадры, знающие все особенности современной экономики.
Пособие состоит из пяти глав.
Первая посвящена понятию инноваций, роли инноваций в экономике, обзору основных теорий ведущих отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемами в области инноваций. Анализируется рынок научно-технической продукции и тенденции его развития за последние десятилетия, исследуется понятие и критерии высокотехнологичных и наукоемких отраслей.
Во второй представлены теоретические положения инновационного менеджмента: классификации инноваций с позиций разных школ ученых, концепции инновационных процессов, теория развития и диффузии инноваций, венчурное предпринимательство.
В третьей раскрывается понятие интеллектуальной собственности и нематериальных активов, описаны правовые механизмы охраны и защиты интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность в данном случае рассматривается как результат инновационной деятельности, определяемый в рамках законодательства.
В четвертой рассмотрены возможности применения интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности предприятий. Описываются преимущества использования интеллектуальной собственности предприятиями, дается понятие их коммерциализации как одного из этапов в процессе управления его инновационной деятельностью, анализируются проблемы, возникающие при управлении правами на результаты интеллектуальной деятельности.
Пятая посвящена оценке интеллектуальной собственности. Приводятся принципы оценки, основные термины и методы оценки стоимости. Достаточно подробно рассмотрены три основных методических подхода к оценке интеллектуальной собственности, даются методики по согласованию итоговой стоимости по вариантам трех подходов и оценка эффективности инновационной деятельности на предприятия.
Материал, изложенный в пособии, иллюстрируется примерами из зарубежной и российской практики.
Автор надеется, что пособие будет полезно студентам, обучающимся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (строительство)», а также аспирантам и преподавателям высших учебных заведений, менеджерам, инженерам, консультантам-специалистам в области инноваций, маркетинга, оценки и другим лицам, занимающимся творческой и научной деятельностью.