- •Введение
- •Раздел 1. Литература искусство 1900-1924 гг.
- •Раздел 2. Литература искусство 1925-1939 гг.
- •Раздел 3 Литература искусство 1939-1945 (1 час)
- •Раздел 4. Литература искусство 1945-1968 гг.
- •Раздел 5 Литература искусство 1970-2006 гг. (2 час.)
- •Тема 1. Истоки авангардизма. Кубизм. Пабло Пикассо. (2 ч.)
- •Вопросы для самостоятельного контроля студентов
- •Тема 2. Архитектура и живопись Западной Европы.
- •Вопросы к занятию:
- •Литература
- •Педагогические формы семинарских занятий
- •Вопросы для самостоятельного контроля студентов
- •Указатель имен
- •Темы контрольных работ по «Истории мировой литературы и искусства» часть четвёртая
- •Электронные ресурсы по «истории мировой литературы и искусства», часть третья
- •394026 Воронеж, Московский просп., 14
ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»
Кафедра «Связи с общественностью и педагогики»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА,
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
учебной дисциплины
«История мировой литературы и искусства»
(четвёртая часть)
для студентов специальности 030602
«Связи с общественностью»
заочной формы обучения
Воронеж 2011
Составитель канд. пед. наук Г.В. Вишина
ББК –23. 002. 281. Я7
Рабочая программа, методические указания и контрольные задания к практическим занятиям по курсу «История мировой литературы и искусства» (часть четвёртая) для студентов специальности 030602 «Связи с общественностью» заочной формы обучения / ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет»; сост. Г.В. Вишина. – Воронеж, 2011. – 25 с.
В рабочей программе, методических указаниях и контрольных заданиях рассмотрены вопросы истории мировой литературы и искусства Западной Европы США ХХ и ХХI вв. в объеме 17 часов по 8 темам.
Методические указания подготовлены в электронном виде в текстовом редакторе MS WORD XR и содержатся в файле «Вишина Г.В.»
Рецензент канд. филол. наук, доц. Н.И. Копылова
Ответственный за выпуск
зав. кафедрой д-р техн. наук, проф. Л.В. Паринова
Издаётся по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета
© ГОУВПО «Воронежский государственный
технический университет», 2011
Введение
Данные «Методические указания» посвящены разделу «История мировой литературы и искусства» (Ч.4), охватывающего периоды ХХ-ХХI вв. и представляют собой разработку 12-ти часовой программы по 6 темам. В «Методические указания» включены «Краткий словарь терминов», «Указатель имен», «Список художественных текстов, обязательных для чтения при подготовке к экзамену» и «Темы контрольных работ». Тематика семинарских занятий разработана с учетом требований стандарта дисциплины, которая соответствует «учебно-методическому комплексу» данной дисциплины, утверждённой по кафедре «связи с общественностью и педагогики» ВГТУ в 2010 г. как базовой дисциплины для студентов специальности «связи с общественностью» заочной формы обучения.
При освоении дисциплины происходит знакомство с обширными пластами мировой духовной культуры Англии, Франции, Италии, Германии Испании и США ХХ и ХХI вв.
В данном курсе на семинарах студенты должны рассмотреть роль экзистенциональной философии ХХ вв.
В процессе изучения модернизма ХХ в. на семинарах запланировано изучение основных этапов модернизма: авангардизм, модернизм и постмодернизм, которые предстают как наследники идеологии декаданса ХIХ в.
Важное место отведено изучению влияния теории психоанализа на литературу и искусство ХХ в. Авторские темы семинаров, например, «Творчество Томаса Манна», посвящены анализу мировоззрения авторов, которые придерживаются традиций критического реализма или модернизма.
1
Основная методологическая установка данного курса – это эволюция видов и жанров литературы и искусства в исторической перспективе, их единство духовной и материальной культуре ХХ и ХХI вв. При изучении «Истории мировой литературы и искусства» (Ч.4) для студентов обязательно чтение литературных текстов, знакомство с произведениями архитектуры, скульптуры и живописи ХХ в. Подготовка к семинарам предусматривает индивидуальную и коллективную работу студентов-заочников.
Обращение к «Методическим указаниям» в течение семестра обеспечивает самостоятельную систематическую плановую подготовку студентов к экзамену, что предполагает ведение «Дневника чтения», как и при изучении данной дисциплины на первом и на втором курсах.
«Дневник чтения» должен быть оформлен как личный конспект, в которой на первой странице специально оформленной общей тетради должно быть записано задание на шестой семестр по литературе («Список художественных текстов, обязательных для чтения при подготовке к зачёту»). Технология конспектирования может быть усовершенствована студентом, однако обязательно предполагает самостоятельное чтение, краткое изложение и цитирование литературных произведений.
При подготовке запланированных тем по истории искусства, при изучении архитектуры и живописи, необходимо в «Дневнике чтения» выписать список всех заданий по разделам и темам, записать полное имя автора, годы его жизни, выписать названия его произведений, указав год их создания. Включить биографическую справку о жизни архитектора или художника (1-2 абзаца), перечислить основные произведения, включить иллюстрации, которые можно скопировать из Интернета.
2
Цели и задачи дисциплины
Цели – расширить представления студентов о содержании литературных произведений и произведений архитектуры и живописи Западной Европы и США в ХХ в. Настоящий курс является завершением базового гуманитарного курса по «Истории мировой литературы и искусства»,
Цель данного курса – изучение особенностей параллельного развития реалистического и нереалистического направления в развитии истории литературы и искусства Западной Европы и США в ХХ в.
Студентам необходимо освоить истоки формирования направлений модернизма, включая этапы авангардизмы и постмодернизма в процессе развития литературы и искусства, выявить уникальность и специфику мировых достижений в литературе и искусстве ХХ в.
Задачи изучения курса:
сформировать интерес к развитию литературы и искусства Западной Европы и США ХХ в.;
освоить особенности жанра интеллектуального романа ХХ в.;
2. Требования к уровню освоения дисциплины
Студенты должны знать и понимать особенности и эволюцию историко-литературного процесса и искусства ХХ в., в целом, а также в контексте национальных культур Западной Европы и США.
Студенты должны сформировать навыки историко-эстетического анализа архитектуры, живописи, декоративно-прикладного искусства (например, Антонио Гауди-и-Корнет, Шарля Лё Корбузье, Сальвадора. Дали).
3
3. Содержание дисциплины
3.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)
№№ п.п. |
Разделы дисцип- лины |
Лекции |
Практиче- ские занятия |
1 |
1900-1924 |
Особенности литературы и искусства 1900-1924 гг. Литература США. Марк Твен. Д. Лондон. Т.Драйзер. 1 час |
|
|
|
Авангардизм и модернизм западноевропейской литературы: О. Уайльд, Фр. Кафка. М. Пруст. 1 час |
А.Модильяни. П. Пикассо, Брак, Дали 2 ч |
2 |
1925-1939 |
Ремарк, Олдингтон, Хэмингуей, Фицджеральд – писатели «потерянного поколения» 1 час |
|
|
1900 - 1939 |
Литература критического реализма. Дж. Голсуорси. Т. Манн, Фр. Мориак. 1 час |
|
3 |
1939-1945 |
Литература французского Сопротивления. Томас Манн в эмиграции 1 час |
|
4 |
1924-1968 |
Литература США в ХХ в. Творчество У.Фолкнера 1 час |
|
|
1940- 1969 |
Литература экзистенциализма: А. Камю, Ж.-П. Сартр, Ж. Ануйль. 1ч. |
Архитектура ХХ в. 2 ч. |
5 |
1970-2010 |
Модернизм и постмодернизм Г. Гессе, Н. Саррот, У. Голдинг. Умберто Эко 1 час. |
|
4
3.2. Содержание разделов дисциплины