Учебники 80132
.pdfМИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Воронежский государственный технический университет»
Кафедра экономической безопасности
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к проведению практических занятий для обучающихся по направлению 27.04.06 «Организация и управление наукоемкими производствами» (магистерская программа «Менеджмент наукоемкого производства») дневной формы обучения
Воронеж 2021
УДК 316.014(07) ББК 65.9(2)я7
Составитель В. Н. Родионова
Социология управления: методические указания к проведению практических занятий / ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»; сост.: В. Н. Родионова. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2021. - 34 с.
Методические указания подготовлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины «Социология управления» и включают основные положения, раскрывающие содержание практических заданий, и указания по изучению разделов дисциплины.
Предназначены для обучающихся по направлению подготовки 27.04.06 «Организация и управление наукоемкими производствами», магистерская программа «Менеджмент наукоемкого производства».
Методические указания подготовлены в электронном виде и содержатся в файле МУ_Соц_Упр.pdf.
Табл. 6. Ил. 4. Библиогр.: 9 назв.
УДК 316.014(07)
ББК 65.9(2)я7
Рецензент – И. В. Каблашова, канд. экон. наук, доцент кафедры экономической безопасности ВГТУ
Издается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания разработаны в соответствии с программой дисциплины «Социология управления». Цель методических указаний – помочь обучающимся в изучении процессов и механизмов управления предприятием в контексте социальных отношений и взаимодействия индивидов и социальных групп, а также развитии творческого подхода к решению проблем социального управления, связанных с реализацией задач создания наукоемких производств.
Методические указания направлены на формирование следующих компетенций: овладение принципами и методами управления коллективом, способами анализа психологических особенностей личности, навыками формирования групп и групповой сплоченности коллектива, управления и диагностики конфликтами.
Вметодические указания включены практико-ориентированные задания
ирекомендации к их выполнению. Каждое практическое занятие содержит материал, раскрывающий основное содержание темы, перечень практических работ и заданий по самостоятельной работе. Методические указания включают материал к 8 - ми практическим занятиям по основным разделам дисциплины.
Практическое занятие 1 Управление предприятием: социологический подход
Цель занятия: изучение особенностей социального управления, овладение существующими концепциями социального управления.
Вопросы для обсуждения:
1.Развитие управленческих концепций и значение социального фактора в управлении.
2.Проблемы социологии управления.
3.Социальная сущность и принципы социального управления. Признаки социального управления. Социальные аспекты управленческой деятельности.
4.Система управления как совокупность социальных отношений.
5.Функции социального управления.
6.Концепции социального управления.
Основные понятия темы: социология, социология управления. Социальное управление, управление.
Общие положения
Социология – наука об обществе как целостной системе и отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Основной задачей социологии является максимально объективный анализ социальных отношений между людьми с целью выявления законов и закономерностей управления обществом.
3
Термин «управление» имеет множество трактовок. Наиболее часто, управление рассматривается как сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, руководящих органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
Социология управления – это раздел социологии, изучающий социологические аспекты управленческой деятельности.
Социология управления направлена на выявление специфических закономерностей формирования и развития социальных отношений в сфере управления.
Проблемы, изучаемые социологией управления: органы управления с точки зрения функционирования их в качестве социальных систем; подбор, расстановка, воспитание управленческих кадров; отношения, складывающиеся между людьми при выполнении ими управленческих функций; постановка и реализация социальных целей управления; анализ социальных последствий принимаемых управленческих решений; исследование и разработка системы учета интересов, мнений и предложений работников; целенаправленное воздействие на управляемые подсистемы и связанные с этим вопросы дисциплины, ответственности и исполнительности; внутригрупповое регулирование и социальная самоорганизация в отдельных группах и на предприятии в целом; взаимосвязь менеджмента и уровня развития общества.
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Признаки социального управления:
1.Существует там, где имеет место совместная деятельность людей;
2.обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
3.направлено на достижение определенной управленческой цели;
4.характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
5.субъект управления наделяется определенными властными полно-
мочиями;
6.Объект управления является подвластным субъектом, сознательноволевое поведение которого может изменяться в соответствии с указанием субъекта;
7.Реализуется в рамках определенного механизма
Кчислу принципов социального управления относятся:
принцип единоначалия в принятии решения и коллегиальности при их обсуждении;
принцип системности рассмотрения объекта или субъекта управления как системы;
принцип приоритетности в достижении стратегических целей;
4
принцип конкретности означает требование соответствия управленческого воздействия свойствам объекта социального управления;
принцип основного звена выражается в требовании определения главной задачи среди всего комплекса взаимосвязанных задач.
Виды и содержание функций социального управления представлены на рис. 1.
Видыи содержание функций социального управления
Общие
Сбор, обработка и анализ информации
Прогнозирование – научное предвидение изменений в развитиикаких-либо явлений или процессов общественного развития на основе объективныхдан-
Планирование – определение целей, задач управленческой деятельности,способов исредств их достижения
Обеспечивающие
Специальные
Организация – формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектоми объектомуправления
Координация и распорядительство для достижения целей управления
Регулирование
Контроль и учет
Рис. 1. Виды и содержание функций управления
Современными концепциями социального управления являются: «человеческий капитал»; «базовые нужды»; «качество жизни»;
«развитие человеческого потенциала».
Практическое задание
Проанализируйте современные условия функционирования социальной организации.
Самостоятельная работа
Подготовьте краткое сообщение по одному из вопросов семинарского занятия.
5
Практическое занятие 2 Коллектив как форма социальной организации. Анализ
психологических особенностей коллектива.
Цель занятия: изучение особенностей коллектива как формы социальной организации и овладение навыками анализа социально-психологических особенностей коллектива.
Вопросы для обсуждения:
1.Предприятие как социальная организация.
2.Социальная структура предприятия.
3.Коллектив как форма социальной организации.
4.Психологические особенности коллектива.
Основные понятия темы: социальная организация, социальная структура предприятия коллектив, признаки коллектива, социально-психологический климат, конформизм, групповая сплоченность.
Общие положения
Социальная структура организации – это сложная взаимосвязанная система социальных статусов и ролей, которые исполняют входящие в нее члены. Первичным структурным элементом социальной группы является индивид, личность. Социальное поведение индивида описывается двумя характеристиками:
1.Социальный статус;
2.Социальная роль.
Социальный статус (положение человека в организации) – это позиция, предполагающая определенные притязания, права и обязанности. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе
Различают два аспекта социальной роли:
1.Ролевое ожидание — это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая сданным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе.
2.Ролевое исполнение — это фактическое, реальное поведение человека,
занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус)
В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четы-
ре элемента:
1)описание типа поведения, соответствующего данной роли;
2)предписания, требования, связанные с данным поведением;
3)оценка выполнения предписанной роли;
4)санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный ха-
рактер.
Коллектив – социальная группа, для которой характерна социально значимая деятельность. Трудовой коллектив – это организационно оформленная
совокупность работников предприятия или его подразделения, которые, руко-
6
водствуясь российским законодательством, производят продукцию и услуги для удовлетворения потребностей потребителя. Основными элементами структуры коллектива выступают группы: демографические; профессиональноквалификационные; контактные; целевые.
Практико-ориентированные задания
1.Охарактеризуйте социальную структуру своей группы или подразделения на работе.
2.Перечислите главные признаки коллектива и определите на их основе его наличие у себя в группе или подразделения на работе. Охарактеризуйте структуру и зрелость своего коллектива.
3.Объясните свое понимание психологического климата в коллективе и его практической роли.
4.Раскройте суть конформизма и дайте оценку этому социальному явлению с точки зрения руководителя, коллектива, отдельной личности.
5.Анализ социально-психологического климата в трудовом коллекти-
ве с использованием экспресс-методики О. С.Михалюка и А. Ю Шалыто.
Задание:
1.Изучить методику экспресс-анализа социально-психологического климата в трудовом коллективе.
2.Используя предложенную методику провести анализ социальнопсихологического климата в группе.
Общие положения
Исследования психологического климата, как правило, преследуют две цели: 1) подтверждение гипотезы о взаимосвязи между особенностями психологического климата в группах и закономерностями протекания в них ряда процессов, т. е. предположения о том, что производственные, социальные или социально-психологические процессы по-разному протекают в коллективах с различным психологическим климатом; 2) выработку конкретных рекомендаций по оптимизации психологического климата в коллективе.
Если для решения второй группы задач необходимо создание в каждом случае специальной методики, то в первом случае, как показывает практика, возникает потребность делать периодические «срезы» с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать действенность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат и т. д. Такие измерения могут быть полезны, например, при изучении адаптации новых работников, отношения к труду, динамики текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.
Психологический климат первичного трудового коллектива понимается авторами методики как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности - на уровне понятий
7
«нравится — не нравится», «приятный — не приятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание — нежелание работать в данном коллективе», «желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание — незнание особенностей членов коллектива».
Тест
Инструкция: «Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в Вашем коллективе».
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:
1.Внимательно прочитать варианты ответа;
2.Выбрать один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению;
3.Поставить знак «+» в пустой клетке против выбранного Вами ответа. 1) Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы
больше всего согласны?
Большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди
В нашем коллективе есть всякие люди
Большинство членов нашего коллектива – люди малоприятные
2) Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего колле к- тива жили близко друг от друга?
Нет, конечно, |
Скорее нет, чем |
Не знаю, не за- |
Скорее да, чем |
Да, конечно, |
|
да |
думывался |
нет |
|
|
|
|
|
|
3) Как Вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристи-
ку:
|
|
|
Да |
Пожалуй, |
Не знаю, не заду- |
Пожалуй, нет |
Нет |
|
|
|
|
да |
мывался над этим |
|
|
Деловых |
качеств |
боль- |
|
|
|
|
|
шинства членов коллек- |
|
|
|
|
|
||
тива |
|
|
|
|
|
|
|
Личных |
качеств |
боль- |
|
|
|
|
|
шинства членов коллек- |
|
|
|
|
|
||
тива |
|
|
|
|
|
|
|
4) Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 9 — коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку вы поместите Ваш коллектив?
8
5) Если бы у Вас возникла возможность провести от пуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись?
Это меня бы вполне устрои- |
Не знаю, не задумывался |
Это меня бы совершенно не |
ло |
над этим |
устроили |
|
|
|
6) Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам:
Нет, не мог бы |
Не могу сказать, не задумы- |
Да, мог бы |
|
вался над этим |
|
|
|
|
7)Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т. п. В какую из клеток Вы бы поместили бы свой коллектив?
8)Как Вы думаете, если бы Вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива?
Да, конечно, |
Скорее да, чем |
Затрудняюсь |
Скорее нет, чем |
Нет, конечно, |
|
нет |
ответить |
да |
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:
—положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа — положительные, а третий имеет любой другой знак);
—отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа — отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);
—неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).
9
Полученные по всей выборке данные сводятся в табл.1.
В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из трех знаков: +; -; 0.
Таблица 1 Индивидуальные оценки отдельных компонентов отношения
Участники опроса |
Эмоциональный |
Когнитивный |
Поведенческий |
|
компонент |
компонент |
компонент |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
… |
|
|
|
n |
|
|
|
где ∑ (+) — количество положительных ответов, содержащихся в столбце, ∑ (—) — количество отрицательных ответов, п — число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три рав-
ные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.
На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента cредние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй — противоречивыми, неопределенными, а третий — положительными.
Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:
1)Полностью положительное;
2)Положительное;
3)Полностью отрицательное;
4)Отрицательное;
5)Противоречивое, неопределенное.
В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором — как в целом благоприятный; в третьем — как совершенно неудовлетворительный; в четвертом — как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны. На опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному
10