Vinokurov_V.A._Ekologiya_Moskvy_i_neftegazovaya_nauka
.pdfАкадемические чтения
Academic lecturing
FEDERALAGEI'IILY U~ EDUCATION
ТНЕ GUBKJN'S RUSSIAN STATE UNNERSIТY
OF OIL AND GAS
V.A.VINOKUROV
MOSCOW ECOLOGY
AND OIL AND GAS SCIENCE
Publishers «Oil апd Gas>~
Gubkin Russian State University of.Oil and Gas
Moscow 2005
ФЕLШРАГIЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРЛ30ВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУдАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НЕФТИ И ГАЗА им. И.М. ГУБКИНА
В.А. ВИНОКУРОВ
экология москвы
И НЕФТЕГАЗОВАЯ НАУКА
Издательство «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина
Москва 2005
YJ.K 541.1(075)
Винокуров В.А. Экология Москвы и нефтегазовая В 49 наука (Серия «Академические чтения>>, вып. 38).
М.: Изд-во <•Нефть и газ>> РГУнефти и газа им. И.М. Губ
кина, 2005. - 24 с.
Доклад состоялся 19 ~1ая 2005 г. Докла,;хчикпрофессор РГУ нефти и газа им. И.М. Iубкин<t. .!lоктор химических Юt)'К В.А. Винокуров. В докладе р<tсО!<tтришнотся эколо гические проб"lе\fЫ г. Москвы и перспектинные пуrи их решенш1.
Серьезные проблемы, связанные с· ухудшением состояния атмосферного воздуха, Н<tпрямую 3ЮШсят от юtчестн<t rtВТомобильных топлин. В докл;uе []риведены дwные, касаюJПиеся сонременных требований к качеству ~1оторных топ"1ив
нстолице, пре;:t;1ожены пути использования альтернативных нидов топлив.
Т<tкжс р<tсс'-!отрсны нро6;1емы з<tгрязнения нодных объектов и ночи •·upo.:I<t. Особое мни
мание уделено пеrеработке твердых бъrговых отходов. полная утилизация которых яв ляется сло)!..-нейшей технологической задачей.
В докл;щс .:IIOI <Ш<tШ!з рюр<tботок ученых РГУ нефти и гю<t и~1. И.М. Губкюш, кото рые могли бы внести серьезный вклад в решение эколоrичесю!Х проб;Jе:\1.
Редакционная коллеmя
А.И. Владимиров В.А. Випокуров Г. М. Сорокин
И.Г. Фукс
Редактор серии - М.Л. Медведева
© В.А. Винокуров. 2005 © Излательство <•Нефть и газ•> РГУ
нефти и газа И\.1. И. М. Губкина. 2005
Уважаемые колле~и!
Тема, которую мне хотелось бы осветить сегодня, на первый взгляд, очсвь далека от тех проблем, которые мы обычно решаем, сталкиваясь с вопросами ра:шития нефтегюоnого ко.мплекса стра
ны. В московском pernoнe, кроме воды, практически нет природ
ных ресурсов, разведка и эксiLтуатация которых могла бы стать
объектом интереса наших специалистов. Со стороны единственно
го предприятия. нашего профиля, Московского нефтеперерабаты
вающего завода, а точнее, его владельцев в лице МНК, нет серьез
ного интереса к новым технологиям, которые позi.юли..ти бы ему
стать конкурентоспособным в ряду аналогичных предприятий дpy rnx компаний.
Единственным обшим. местом, которое могло бы представлять для нас серьезный юперес, являются экоJтогические проблемы, ре
шение которых лежит в едином законодательном и технолоrnчес
ком поле. Кроме того, дая нас, специалистов, которые решают про
блемы Западной Сибири и арктического шельфа, Вьетнама и Саха
лина, не доJDКНо бьпъ безразлично, где и какживем мы сами и наши
бJтизкие.
Характеризуя экологическую обстановку в столице, необхо.IШ мо учитъmать как природные, так и техногеиные факторы, кm·орые
взаимно усативают друг друга, негативно влияя на устойчивое рю
витие города.
Москване только одна из крупнейших cтoJ1Иll мира, но и са
мый северный мегаполис. В этом определении скрьпы те много численные экологические проблемы, которые связаны с функцио
нированием сложнейшей городской среды в чрезвычайно небла
гаприятных кпиматических условиях. Среднегодовая темперюура
в Москве составляетвсего 5, 5"С, поэтомудля обеспечения нормаль
ной жизнедеятельности москвичу требуется в
1,5-2,0 раза больше тепла, чем жителю других европейских столиц. Климатические особенности обусловливают и поиижеиную способ
нос-IЪ водных объектов, почвы, зеленых насаждений к самовосста
новлению.
На этом неблагаприятном экоJтогическом фоне активно разви вается экономика города, обеспечивающая 21% валового внутрен него продукта России. Этот показатель в 3 раза превосходит соот
ветствующий показатеJть по стране. На территории города действу
ют около 4000 промышленных предприятий, 14 крупных ТЭЦ, 63
райою1ые и квартальные тепловые станции и более 1 тыс. котель
ных. Объем потребления условного топлива в 2003 г. составил бо лее 21 MJIH. т (98%- природный газ).
5
собности к самоочищению. Содержание нефтепродуктов и же
леза в них в 3-4 раза превышает ПДК.
Общий объем загрязненных сточных вод в 2003 г. достиг 2,8 млрд. куб. м в год.
Не меньшей проблемой является увеличение объемов неиз
бежных для городского хозяйства отходов его ЖИJНедеятелыю
ститвердых бытовых (ТБО), строительных и промьшшенных
отходов. В 2004 г. в Москве образовалось около 20,5 м.ан. т отхо
дов производства и производственного потребления, что на
1,4 млн. т превыси.ао объемы 2003 г.
В коммунаньнам секторе ежегодно образуется около 3 млн. т
ТБО. Еще около 1 :млн. т образуется на предприятиях города.
Эта проблема становится все более критической в связи с исто шением возможностей полигонов ТБО на территории Москов ской области. Сушествуюшие в Москве мусорасжигающие за воды могут обеспечить утилизацию не более 350 - 400 тыс. т
ТБО в год. Около 700 тыс. т подвергаются сортировке. Осталь
ная масса вывозится на полигоны д11Я захоронения.
Известно, что при длительном хранении ТБО часть органи
ческих веществ в условиях анаэробного брожения преврашает
ся в метан и углеЮ1слый газ. Значительная часть токсичных со
единений в составе ТБО, смешиваясь с водой, фильтруется в почву и может быть серьезной причиной техногеиной катаст
рофы для жителей московского региона. Для крупного полиго на московского региона объем такого фильтрата составляет до 800 куб. м в суrки.
Примерно 65% образующихся промытленных отходов обез
вреживается на специа...тьных предприятиях или захоранивает
ся на полигонах.
Правительство г. Москвы предпринимает целый комплекс
мер нормативно-правового, организационного и технического
характера д,тя обеспечения экологической безопасности горо
да.
В последние годы приняты и реа...тизуются «Концепция обес печения эко.тогической безопасности», Це.тевая среднесрочная
экологическая программа города Москвы на 2003-2005 годы, законы города «0 комп.тексном природополыованиИ>>, <<0 го
сударственном эко.тогическом контро.те в г. Москве•>, <<Об от ходах производства и потребления», <<Об ответственности за ре
ализацию моторного топлива, не удовлетворяющего экологи
ческим требованиям•> и многие другие. Многие мероприятия по
охране воздушного и водного бассейнов, организации системы
7
упраютения промыш-тенными и бытовыми отходами предусмот
рены Генеральным штанам г. Москвы.
К числу в<tЖнейших мероприятий можно отнести:
•перевод в 90-х годах всех предприятий теплоэнергетики с
мазута на газообразное топливо (природный газ);
•только в 2003 г. боJ-тее чем на 150 предприятиях проведены
работы по строительству и реконструкции очистных соору
жений и систем оборотного водоснабжения;
• в городе функuионируют 3 мусорасжигательных завода (в
стадии строитt:льства находится 4-й), действуют мусоропе
регрузочные и мусоропрессовочные станции, обеспечиваю щие уничтожение и переработку около 1 ~-тн. т ТБО в год.
Ужесто•тается политика в отношении транспортного комrшек
са:
·введены ограничения на въезд грузового транспорта на
отдельные территории со сверхнормативной эко,1огической нагрузкой;
• совершенствуется парковочная поJ-типrка;
·ужесточается контроль за качеством реализуемого в городе
моторного топлива.
• совершенствуется система эколоrического мониторинга -
действуют около 40 стационарных станций слежения за со стояни~м атмосф~рного воздуха.
Указанные мероприятия позволили стабилизировать
обстановку, поэтому за последние 5 лет объем вредных выбросов в ;пмосферу практически не увеличивался, несмотря на рост транспортных потоков. Каждое из вышеперечисленных меро
приятий внесло свой вклад в улучшение обстановки. Так,
например, введение в эксплуатацию 3-го транспортного кольца
привело к снижению вредных выбросов в атмосферу более чем На 20 ТЪIС. Т В ГОД.
В то же время принимаемые городом меры способны стаби лизировать в какой-то степени экологическую обстановку в го
роде, но не способны коренным образом ее улучшить. По мно
гим показатеJiям 1\1Ы значительно отстаем от многих крупных сто
лиц мира.
Очевидно, что на первом месте в решении эко.:югических проблем города должны стоять нормативно-правовые акты фе
лерального уровня, которые обеспечили бы необходимый по тенциал (ограничительный и экономический), стимулирующий проведение, как правило, затратных масштабных прирадоох
ранных мероnриятий. С другой стороны, очевидно, что при от-
8
сутствии приемлемых технологических решений любые зако
нодательные усилия останутся нереализованными, тем более что
в критич~ских условиях существования города нужны соот
ветствующие критические технологии.
Атмосферный BOЗ.llYX
Как уже было сказано выше, приоритетным направлением эко
логической политики города является снижение уровня загряз
нения атмосферного воздуха. Это направление природаохран ной деяте,тьности напрямую связано с состоянием нефтегазо вого коммекса столины. Основными элементами его яв.тяют
ся Московский нефтеперерабатывающий завод как основной
источник моторных томив в городе (МНПЗ обеспечинает око ло 60% всех поставок). а также системы нефтепродукта- и газо
обсспсч~ния.
В настоящее время качество тоrшива, выпускаемого на МНПЗ, уже не удовлетворяет современным европейским требованиям
(только Евро-2). В то же время улучшение качества тошшва дол
жно идти опережаюши~ш темпами по отношению к уровню ав
томобильной техники, иначе положительный эффект от повы
шения доли современного автомобильного транспорта по,тнос
тью нивелируется НИ3КИМ качеством томива.
В декабре 2004 г. вышло постановление правительства Моск
вы N> 952 «0 типовых стандартах г. Москвы на моторнос тоrLти
ВО•>, которое задает нелевые показате,ти у,тучшения качества топ
лива в г. Москве на 2005-2007 rr. Эта программа, наряду с реко
мендациями по у,тучшению характеристик томив, вводит новые,
более жесткие нормативы качества автомобильных бензинов и
дизельных томив по uелому ряду показателей. Эти показате,ти
поэтапно в периоддо 2007 г. должны распространиться на все мо торные томиllа, реализуемые в г. Москве.
Экологические требования к качеству моторных томив,
реализуемых в Москве
(перечень контролируемых показателей)
Для автомобиАьных бензинов:
-массовая коннентрация свинца -не бо,тее 5 мг РЬ/л;
- |
массовая доля серы - не более 150 мг/кг; |
- |
объемная до:rя бензола - не более 1%; |
9