5198
.pdfМинистерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Кафедра технологии продуктов общественного питания
Процессы и аппараты пищевых производств
Методические указания по выполнению курсового проекта
для студентов III курса специальности
260501 «Технология продуктов общественного питания» всех форм обучения
Хабаровск 2010
ББК У9 (2) 42 Х 12
Процессы и аппараты пищевых производств : метод. указания по выполнению курсового проекта для студентов III курса специальности 260501 «Технология продуктов общественного питания» всех форм обучения / сост. И. В. Бояринева. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2010. – 40 с.
Рецензенты:
М. Д. Ким, директор ресторана «Малина»; К. А. Дубов генеральный директор ЗАО «Комбинат детского питания»
Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве методических указаний для студентов
Бояринева Ирина Валерьевна
Процессы и аппараты пищевых производств
Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов III курса специальности 260501 «Технология продуктов
общественного питания» всех форм обучения.
|
Редактор Г.С. Одинцова |
|
Подписано в печать |
Формат 60 × 84/16. |
|
Бумага писчая. Печать офсетная. Усл. печ.л. 2,3 |
Уч. изд.л._1,7__ |
|
Тираж 70 экз. |
Заказ ____ |
|
680042, Хабаровск, ул. Тихоокеанская 134, ХГАЭП, РИЦ © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2010
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. |
4 |
1. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪËМ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ………........... |
5 |
1.1. Содержание пояснительной записки ………………… |
5 |
1.2. Оформление пояснительной записки ………………… |
8 |
1.3. Графическое оформление курсового проекта …………. |
13 |
2. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ……… 17
3. РАСЧËТНАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОГО ПРОЕКТА …………………… 22
3.1. |
Теплотехнический и тепловой расчëты аппарата …… 22 |
3.2. |
Расчëт калорифера ………………………………………. 33 |
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….. 39
3
ВВЕДЕНИЕ
Курсовой проект по дисциплине «Процессы и аппараты пищевых производств» выполняется с целью закрепить и углубить теоретические знания студентов в области технологий и конструирования аппаратов.
Выполнение курсового проекта студент должен рассматривать как самостоятельную работу, что является подготовкой к изучению оборудования по специальности.
Одной из важнейших задач в пищевой промышленности является модернизация существующих с целью интенсификации процессов и создание новых, высокопроизводительных машин и аппаратов,
обеспечивающих поточность производства и максимально адаптированных к новым условиям производства. Новые конструктивные разработки должны быть приспособлены к комплексной автоматизации и контролю процессов производства.
Будущий инженер должен не только в совершенстве знать технологии процессов, но и владеть основами конструирования высокопроизводительных машин при оптимальных условиях их работы и наименьшей стоимости эксплуатации.
4
1. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪËМ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Курсовой проект по процессам и аппаратам пищевых производств состоит из пояснительной записки и графической части. Ниже приведены содержание курсового проекта, порядок оформления технической документации.
1.1. Содержание пояснительной записки
Пояснительная записка к курсовому проекту, содержащая все исходные, расчëтные и графические (вспомогательные) материалы, должна быть оформлена в определëнной последовательности:
1.Титульный лист.
2.Задание на проектирование.
3.Оглавление (содержание).
4.Введение.
5.Состояние вопроса.
6.Технологическая схема установки и еë описание.
7.Обоснование выбора основного и вспомогательного оборудования.
8.Технологический и тепловой расчëты аппарата.
Расчëт и подбор вспомогательного оборудования.
9. Заключение (выводы и предложения).
Титульный лист. Пример выполнения титульного листа приведëн в приложении А.
В названии проекта должна быть указана производительность оборудования.
5
Задание на курсовой проект выдаëтся руководителем, где должны быть отображены название темы и исходные данные, перечень вопросов,
подлежащих обязательной разработке в пояснительной записке, перечень графического материала, дата выдачи задания и срок окончания работы.
Задание подписывается студентом и утверждается заведующим кафедрой
(см. приложение Б).
Введение. В этом разделе необходимо кратко описать сущность и назначение данного процесса, сравнительную характеристику аппаратов для этого осуществления. Необходимо также указать роль и место в народном хозяйстве (отрасли) потребителя продукта, получение которого обусловлено заданием на проектирование.
Состояние вопроса. Описать устройство и принцип работы существующих аппаратов и технических средств по теме проекта. При описании необходимо представить технологическую и принципиальную схему технических средств. Указать достоинства технических производств и аппаратов.
Технологическая схема установки. Должны быть приведены принципиальная схема установки и еë описание с указанием позиций
(номеров основных узлов оборудования). На схеме проставляют стрелки,
указывающие направление всех потоков, значения их расходов,
температур и других параметров.
Обоснование выбора основного и вспомогательного оборудования.
Как правило, в задании на проектирование указываются вид основного процесса, производительность, начальные и конечные концентрации (или температуры). Например: Рассчитать тепловой аппарат производительностью 5 кг/ч (пекарский шкаф). В этом разделе необходимо выбрать тип основного аппарата и другого вспомогательного оборудования (калорифер, вентилятор), выбрать и обосновать режимы и условия их работы.
6
Технологический и тепловой расчëты аппарата. При выполнении этих расчëтов производится для теплообменной аппаратуры определение тепловой нагрузки аппарата, расчëт поверхности теплопередачи по заданному расходу нагреваемого продукта и его температурам, расхода пара на нагрев и тепловую обработку продукта, расчëты калорифера.
Во всех случаях расчëт включает определение средней разности температур, коэффициентов теплопередачи и теплоотдачи.
Расчëт и подбор вспомогательного оборудования. Кроме основных аппаратов в установку входят различные виды вспомогательного оборудования: насосы, вентиляторы, газодувки, компрессоры, вакуум-
насосы, конденсатоотводчики, ëмкости для хранения сырья и продукции и т.п. В данном разделе должно быть рассчитано или подобрано по каталогам или ГОСТам с учëтом конкретных условий работы вспомогательное оборудование – калорифер.
Также при выполнении этой части расчëта определяются толщины изолирующего слоя, потери тепла через него, температурный режим стенок и теплопотери через них.
Заключение (выводы и предложения). Заканчивая расчëтную часть проекта, студент должен дать анализ полученных результатов, их соответствия заданию на проект, высказать соображения о возможных путях совершенствования данного процесса и его аппаратурного оформления.
7
1.2. Оформление пояснительной записки и списка использованных источников
Требования к оформлению пояснительной записки и списка использованных источников даны в учебно-методическом пособии Т.С.
Бойко, Ю.В. Рожкова «Научные работы» (2009).
1.3. Графическое оформление курсового проекта
Графическая часть курсового проекта состоит из диаграммы Рамзина и чертежа общего вида аппарата.
Диаграмму Рамзина и общий вид аппарата выполняют, как правило,
на листах чертëжной бумаги основного формата А1 (594×841 мм),
согласно ГОСТ 2.301-68. Наряду с указанным форматом в случае необходимости можно пользоваться другими основными форматами,
обозначения и размеры сторон которых должны соответствовать указанным в таблице 1.
Таблица 1 – Основные форматы и их размеры
Обозначение |
А0 |
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
формата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Размеры |
341×1189 |
594×841 |
420×594 |
297×420 |
210×297 |
сторон |
|
|
|
|
|
формата, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поле чертежа ограничивают рамкой, которая проводится сплошными линиями и отстоит от левой кромки чертежа на 20 мм, а от остальных кромок – на 5 мм (см. рисунок 1).
8
Рисунок 1 – Образец рамки, основная надпись и дополнительные графы для чертежей и схем
Масштабы изображений на чертежах выбирают по ГОСТ 2.302 – 68
из следующего ряда: 1:1; 1:2; 1:1,25; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40;
9
1:50; 1:75; 1:100. Стандартом предусматриваются также некоторые масштабы увеличения (2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1).
Содержание, расположение и размеры граф основной надписи,
дополнительных граф к ней, а также размеры рамок на чертежах, схемах и текстовых документах должны соответствовать требованиям ГОСТ 2.104
– 2006 (см. рисунки 1, 2, 3).
Рисунок 2 – Образец рамки, основная надпись и дополнительные графы для текстовых документов (первый или заглавный лист)
10