Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права» Юридический факультет
Кафедра философии, теории и истории государства и права
ФИЛОСОФИЯ
Программа дисциплины, методические рекомендации, планы семинарских занятий
для студентов 1-го курса заочной формы обучения по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Хабаровск 2015
2
ББК Ю Х 12
Философия : программа дисциплины, методические рекомендации, планы семинарских занятий для студентов 1-го курса заочной формы обучения по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») / сост. А. В. Туркулец. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2015. – 52 с.
Рецензент доктор философских наук, профессор кафедры философии и политологии
Дальневосточного института управления (филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»)
В.В. Вальковская
Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве методических рекомендаций для студентов
Туркулец Алексей Владимирович
ФИЛОСОФИЯ
Программа дисциплины, методические рекомендации, планы семинарских занятий для студентов 1-го курса заочной формы обучения по направлению подготовки
40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»)
Редактор Г.С. Одинцова
_____________________________________________________________
Подписано в печать ____________ . Формат 60х84/16. Бумага писчая. Печать цифровая. Усл.п.л. 3,0. Уч.-изд.л. 2,2. Тираж 50 экз. Заказ № ________
__________________________________________________
680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ
©Хабаровская государственная академия экономики и права, 2015
3
Содержание
1 |
. Цели и задачи дисциплины |
4 |
2 |
. Требования к уровню освоения содержания дисциплины |
6 |
3 |
. Объём дисциплины и виды учебных занятий |
7 |
4 |
. Тематический план дисциплины |
8 |
5 |
. Программа дисциплины |
8 |
6 |
. Методические рекомендации по изучению дисциплины |
15 |
7 |
. Семинарские занятия |
18 |
7 |
. Библиографический список |
19 |
8 |
. Аудиторная контрольная работа |
30 |
9 |
. Вопросы для подготовки к экзамену |
43 |
10. Словарь |
45 |
4
Цели и задачи дисциплины
Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь, и в особенности юность.
Пифагор
Философия1 как учебная дисциплина занимает особое место в системе вузовского гуманитарного образования и играет важную роль в учебновоспитательном процессе. Она способствует формированию и развитию творческого мышления, направленного на рационально-критическое осмысление и деятельностное преобразование окружающей человека действительности, развивает навыки адекватной самооценки личности.
Будучи формой теоретического мировоззрения, философия выявляет, систематизирует и критически осмысливает разнообразные познавательнодуховные компоненты, включённые в различные области естественнонаучного и гуманитарного знания. Являясь формой общественного сознания, философия направлена также на выработку общей системы идей, взглядов на мир и на место в нём человека. Она также исследует ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру, другим людям и самому себе. Как мировоззрение философия неразрывно связана с социальными интересами, с политическими процессами и идеологической борьбой. Будучи обусловлена исторической действительностью, особенностями культуры и формами языкового общения, философия, в свою очередь, оказывает активное воздействие на само социальное бытие, способствует формированию новых идеалов, норм и культурных ценностей.
Философское образование является необходимым условием формирования высоконравственной личности, осознающей своё достоинство и место в жизни, ставящей перед собой социально значимые цели, адекватно понимающей сущность и смысл происходящих в окружающем мире событий. Наряду с этим в процессе философского образования происходит формирование методологической культуры, что имеет особенно большое значение для деятельности в правовой сфере. Формы, приёмы, способы, принципы и навыки философского мышления служат основой для воспитания гражданского правосознания и формирования правовой культуры личности, необходимо используются в профессиональной деятельности юриста.
1 Это слово буквально означает любовь к мудрости (от греч. слов phileo – люблю и sophia – мудрость).
5
Учебный курс философии включает в себя историко-философскую и общетеоретическую части и представляет собой введение в философскую проблематику. В ходе освоения первой части студенты знакомятся с предметом философии, спецификой философского мировоззрения, с основными философскими направлениями, методами и стилями философствования. Здесь рассматриваются также проблемы формирования и развития философского мировосприятия, основные исторические типы философии, процесс смены историко-философских эпох, творчество наиболее выдающихся мыслителей.
Теоретическая часть курса предполагает рассмотрение основных проблем философии через раскрытие содержания философских дисциплин: онтологии, гносеологии (эпистемологии), аксиологии, философской антропологии, социальной философии и философии права. Особое внимание уделяется реализации принципов историзма, плюрализма, конкурентной толерантности и диалектической взаимосвязи различных философских идей и концепций по отдельным проблемам.
Основными целями преподавания курса философии являются:
формирование целостного системного представления о мире и человеке;
развитие интереса к фундаментальным знаниям, освоение теоретических основ процесса философского познания;
совершенствование способности оценивать исторические события, факты действительности, феномены духовного мира с философской точки зрения;
усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его конкретных форм;
формирование социально-конструктивного мировоззрения как необходимого фундамента в духовном и гражданском становлении личности;
овладение реальным многообразием философских направлений, школ и концепций по осмыслению и преобразованию окружающего мира.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
выявить основные особенности процесса философского познания, раскрыть многообразие его структурных уровней, рассмотреть разнообразные формы и способы философского освоения реальности;
изучить историко-философский опыт позитивного духовного осмысления и практического преобразования условий социального бытия людей;
исследовать историческую динамику процесса философского освоения действительности;
6
проанализировать современные основные методы и принципы научного анализа и рационального воздействия на предмет их эффективности в различных условиях жизнедеятельности человека;
осуществить критику девиантных и деструктивных форм социальной активности человека, рассмотреть возможности эффективного противодействия усиленной экспансии многообразных форм социальнокогнитивного негативизма;
развить умение логично излагать свои мысли и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;
выработать навыки непредвзятой, всесторонней оценки философских течений, направлений и школ;
овладеть основными приёмами ведения дискуссии, полемики, диалога;
развить навыки рациональной организации собственного духовного творчества.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студенты заочной формы обучения изучают данную дисциплину в течение одного учебного семестра. В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с необходимым комплексом учебных материалов по дисциплине, осуществляют самостоятельную работу над темами курса и рекомендованной литературой, в установленные сроки участвуют в сессионных аудиторных занятиях (лекции, семинары, аудиторные контрольные работы).
Итогом изучения дисциплины является индивидуальный экзамен, который проводится в традиционной «билетной форме» (в каждом билете по два вопроса).
Необходимыми условиями получения допуска к экзамену являются:
выполнение задания по семинарскому занятию, что предполагает активное участие в обсуждении плановых семинарских вопросов в процессе самого занятия;
выполнение аудиторной контрольной работы (выполняется индивидуально в виде ответов на различные задания: тесты, упражнения, текстовые задачи и т.п.).
По окончании изучения учебного курса «Философия» студент должен иметь целостное представление о бытии, процессах и явлениях, происходящих в природе, социуме, сознании человека и общества, особенностях познания мира,