4152
.pdfМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хабаровская государственная академия экономики и права»
Кафедра государственного и муниципального управления
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ)
в качестве учебного пособия для студентов экономических специальностей вузов региона
Хабаровск 2009
ББК У 9 (2) 56 Х 12
Инновационная политика : учеб. пособие / сост. Л. В. Коношко. — Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2009. — 88 с.
Рецензенты: док. экон. наук, профессор В.А. Уваров канд. экон. наук, доцент Т.И. Тютелева
Пособие посвящено экономическим проблемам и современным методам управления инновационной деятельностью. В нём представлены основные понятия и категории инноватики, процесс управления инновациями на микро- и макроуровнях.
Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей вузов. Учебное издание
Коношко Лариса Викторовна
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
|
|
|
Учебное пособие |
|
|
Редактор Г. С. Одинцова |
|
|
|
|
|
Подписано в печать ___________ |
|
Формат 60 x 84 //16. |
|
Бумага писчая. |
Печать офсетная. Усл. п. л. |
5,1. |
Уч.-изд.л. 3,7. |
Тираж 300 экз. |
Заказ №________ |
|
|
|
|
|
|
680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2009 СОДЕРЖАНИЕ
3
ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................................................................................................. |
……..6 |
|
1. |
Основные понятия инноватики ................................................................................................................................................. |
7 |
|
Инновация.................................................................................................................................................................................. |
7 |
|
Понятия инноватики ................................................................................................................................................................. |
9 |
|
Классификация инноваций .................................................................................................................................................... |
11 |
|
Волны технологических инноваций ..................................................................................................................................... |
13 |
|
Технологические уклады........................................................................................................................................................ |
15 |
2. |
Процесс создания и внедрения инновации ............................................................................................................................ |
16 |
|
Линейная модель инновационного процесса ....................................................................................................................... |
17 |
|
Этапы инновационного процесса .......................................................................................................................................... |
18 |
|
Вторая модель инновационного процесса — модель «Спрос тянет» ............................................................................... |
22 |
|
Интерактивные модели инновационного процесса............................................................................................................. |
24 |
3. |
Общие условия инновационной деятельности ...................................................................................................................... |
26 |
|
Национальная инновационная система ................................................................................................................................ |
26 |
|
Функции государства в инновационной сфере .................................................................................................................... |
28 |
|
Среда инновационной деятельности..................................................................................................................................... |
30 |
|
Функциональные подсистемы инновационной инфраструктуры...................................................................................... |
32 |
|
Организационные структуры поддержки инновационной деятельности ......................................................................... |
34 |
|
Факторы успеха технологических инкубаторов .................................................................................................................. |
36 |
4. |
Участники инновационного рынка......................................................................................................................................... |
38 |
|
Организации, осуществляющие инновационную деятельность ........................................................................................ |
38 |
5. |
Инновационная идея ................................................................................................................................................................ |
42 |
4
Источники идей....................................................................................................................................................................... |
42 |
Методы поиска новых идей ................................................................................................................................................... |
44 |
Колесо инноваций. Неопределенность инноваций ............................................................................................................. |
46 |
Управление инновациями и задачи лидера .......................................................................................................................... |
48 |
Компетенции специалистов в сфере инноватики ................................................................................................................ |
49 |
Традиционный и инновационный бизнес............................................................................................................................. |
51 |
6. Рынок: потребители.................................................................................................................................................................. |
53 |
Создание ценности для потребителей .................................................................................................................................. |
53 |
Модель ценностей................................................................................................................................................................... |
55 |
Лестница ценностей: решение проблем клиентов............................................................................................................... |
57 |
Барьеры восприятия новинок потребителями ..................................................................................................................... |
59 |
Коммерциализация новинки: кривая проникновения товара на рынок ............................................................................ |
61 |
Сравнение скорости принятия рынком разных товаров ..................................................................................................... |
63 |
7. Рынок: маркетинг ..................................................................................................................................................................... |
65 |
Характеристики рынка инноваций........................................................................................................................................ |
65 |
Возможные направления поиска сфер применения инновации (D. Abell) ....................................................................... |
67 |
Типы новых продуктов........................................................................................................................................................... |
69 |
«Воровка» создания нового продукта................................................................................................................................... |
71 |
Анализ потребительских свойств продукта ......................................................................................................................... |
72 |
8. Финансирование проекта......................................................................................................................................................... |
74 |
Стадии развития венчурного проекта ................................................................................................................................... |
74 |
Венчурные инвестиции на различных стадиях проекта ..................................................................................................... |
76 |
9. Коммерциализация инновации ............................................................................................................................................... |
78 |
5
Основные пути коммерциализации ...................................................................................................................................... |
78 |
10. Бизнес-план ............................................................................................................................................................................. |
82 |
Бизнес-план: для кого и зачем ............................................................................................................................................... |
82 |
Типичная структура бизнес-плана ........................................................................................................................................ |
84 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ФАКТОРЫ УСПЕХА ИННОВАЦИЙ .......................................................................................................... |
86 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ........................................................................................................................................ |
88 |
6
Инновации — вездесущий феномен современной экономики
Предисловие
Для кого это учебное пособие
Пособие ориентировано на тех, кто занимается научно — прикладными исследованиями, изобретениями, имеет новые идеи в создании ценности для потребителей и размышляет о возможности их коммерциализации.
О чём это учебное пособие
Об инновациях, связанных с новыми технологиями, товарами и услугами
Цель учебного пособия
Знакомство с основными понятиями инноватики на основе системного представления инновационного процесса: от идеи до проекта (бизнес-плана).
Главное — не отдельные компоненты инновационного процесса, а синергизм взаимодействия всех его стадий и участников
7
1. Основные понятия инноватики
Инновация
Инновация — новая комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом (И. Шумпетер).
Инновация — это процесс коммерциализации изобретения на основе производства полезного продукта, процесса или блага, другими словами, изобретение становится инновацией, если получает успех на рынке (Б. Твисс).
Инновация — это действие, которое наделяет ресурсы новой способностью производить материальные ценности.
Инновация (нововведение) — результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрённого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организацион- но-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду.
Инновация — это создание новых источников удовлетворения покупателей Творчество — это способность производить новые идеи
1. Основные понятия инноватики
8
Концепция инноваций формировалась в течение по-
следних десятилетий. В 50-е гг. XX в. инновация воспри-
нималась как конкретный результат внедрения результа-
тов научных изысканий, выполненных учёными. В
настоящее время инновации рассматриваются в большей степени не как результат научного познания, а как про-
цесс распространения изменений, который осуществля-
ется преимущественно коммерческими фирмами.
Понятие «инновация» как новую экономическую ка-
тегорию ввёл в научный оборот австрийский учёный Йо-
зеф Шумпетер.
В терминологии Й. Шумпетера «инновация» не яв-
ляется синонимом слова «изобретение», поскольку пред-
принимательская деятельность связана с коммерческим использованием имеющихся средств, а не с созданием новых.
Термин «инновация» может иметь различные зна-
чения в зависимости от контекста, выбор подхода к определению зависит от конкретных целей измерения или анализа. Так, американский исследователь Б. Твисс трактует инновацию как постоянную деятельность предприятий, в результате которой изобретение или идея приобретает экономическое содержание.
Инновация может рассматриваться:
в динамическом аспекте — как процесс;
в статическом аспекте — как результат иннова-
ционной деятельности.
Специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной дея-
тельности является функция изменений.
1. Основные понятия инноватики
9
Понятия инноватики
Новация (лат. novation — изменение, обновление) — какое-то новшество, которого не было раньше, новое теоретическое знание, новый метод, принцип, изобретение.
Изобретение — новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое даёт положительный эффект, улучшает качество продукции, условия труда и пр. (новые приборы, механизмы, инструменты).
Открытие — получение ранее неизвестных данных или наблюдение неизвестного явления природы.
Инновационный процесс (ИП) — это процесс создания и распространения нового изделия, технологии или услуги.
Инновационная деятельность — это совокупность научной, технологической, организационной, финансовой и коммерческой деятельности, направленной на создание и внедрение на рынке нового или усовершенствованного продукта, создание нового или усовершенствованного технологического процесса, использованного в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду.
Научная деятельность — это превращение денег в знания Инновационная деятельность — это превращение знаний в деньги
1. Основные понятия инноватики
10
Системное описание инноваций базируется на |
Основные показатели исследования |
международных стандартах. |
инновационной сферы |
Для координации работ по сбору и анализу инфор- |
Затраты на инновации (могут рассматриваться |
мации о науке и инновациях в рамках Организации эко- |
как измеритель инновационной активности на входе). |
номического сотрудничества и развития (ОЭСР) была об- |
Число выданных патентов на изобретения |
разована Группа национальных экспертов по показателям |
(тыс. ед.). Патенты можно рассматривать как измери- |
развития науки и техники, которая разработала так назы- |
тель на выходе (но патентование возможно не во всех |
ваемое руководство Фраскатти (город в Италии, где в |
сферах). |
1963 г. была принята первая версия документа), положе- |
Индекс инновационной активности — доля |
ния которого периодически уточняются. |
предприятий промышленности, осуществляющих тех- |
Методика сбора данных о технологических иннова- |
нологические инновации в отчётном периоде. |
циях базируется на руководстве Осло (1992 г.). В России |
Объём производства инновационной продукции |
статистика инноваций как специальная отрасль статисти- |
в промышленности (млрд руб.). Удельный вес иннова- |
ческого наблюдения развивается с 1994 г. Система сбора |
ционной продукции в выпуске промышленности, %. |
и обработки данных строилась в соответствии с между- |
Удельный вес инновационной продукции в экспорте |
народными стандартами. |
промышленной продукции, %. |
Результаты эконометрических исследований — экономическая отдача инвестиций в инновации ≈ 35 — 50%
1. Основные понятия инноватики
11