270249
.pdfМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Саратовский архитектурно-строительный колледж»
«Утверждаю» Зам. директора по учебной работе
Муравьѐва О.И.______________
______________________2014 г.
Программа, методические указания и варианты контрольных заданий
по дисциплине «Экологические основы природопользования»
для всех специальностей среднего профессионального образования технического профиля
заочное отделение
1
Саратов, 2014
РЕКОМЕНДОВАНО предметно- |
ОДОБРЕНО методическим советом колледжа |
цикловой комиссией математических и |
Протокол №___ от |
естественнонаучных дисциплин |
«___»_____________2014г. |
Протокол №__, от «___»________2014 г. |
Председатель |
Председатель комиссии |
_________________/И.И.Ботова/ |
______________________/Н.И.Дерябина/ |
|
Разработчик (автор): |
Ботова И.И., преподаватель биологии и химии ГАПОУ СО |
|
высшей квалификационной категории |
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» предназначена для реализации требований ФГОС по всем специальностям среднего профессионального образования (СПО) технического профиля и является единой для всех форм обучения.
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студента экологического мировоззрения и способности оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
-о взаимосвязи организмов и среды обитания;
-об условиях устойчивого состояния экосистем и причина возникновения экологического кризиса;
-о природных ресурсах России и мониторинг окружающей среды;
-об экологических принципах рационального природопользования;
знать:
-правовые вопросы экологической безопасности;
Учебная программа «Экологические основы природопользования» базируется на био- лого-экологических знаниях студентов, полученных в период обучения в общеобразовательном учреждении, и является основой для изучения общепрофессиональных дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Охрана труда».
Программа рассчитана на 32 часа для базового уровня профессионального образования. При изучении учебной дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.
Для проведения занятий используются лекционно-семинарные занятия, разбор производственных ситуаций, дискуссии по актуальным вопросам экологии, работа с методическими и справочными материалами, применяются технические средства обучения и компьютерная техника.
При изложении учебной дисциплины по соответствующим разделам и темам используются нормативные документы Российской Федерации, а также инструктивные руководящие материалы отраслевых Министерств и ведомств.
Для развития творческой активности студенты выполняют самостоятельные творческие работы (сообщения, рефераты) по проблемам природопользования. Темы сообщений и рефератов предложены в соответствии с содержанием дисциплины.
Пособие разработано для оказания помощи студентам-заочникам в организации их работы по овладению знаний в объеме действующей программы. Основной формой учебного процесса является индивидуальная самостоятельная работа с учебной литературой. В соответствии с учебным планом студенты выполняют одну домашнюю контрольную работу. Работа составлена в десяти вариантах. Домашняя контрольная работа должна быть выполнена в срок, указанный в учебном графике и сдана в учебную часть заочного отделения не позднее, чем за две недели до начала лабораторноэкзаменационной сессии.
Домашняя контрольная работа выполняется в отдельной тетради от руки или с применением компьютерной техники в скоросшивателе. На контрольную работу приклеивается титульный лист.
При выполнении контрольной работы студент должен предусмотреть поля (15-20мм) для заметок преподавателя при рецензировании. Последовательность заданий студент имеет право изменить, но обязан выполнить все задания по своему варианту.
3
При выполнении каждого задания ставится номер вопроса согласно своему варианту, приводится полностью задание, а затем дается полный ответ с приведением иллюстраций, формул, таблиц, схем, графиков.
В конце домашней работы приводится перечень используемой литературы.
Формой промежуточного контроля для студентов заочного отделения является зачетное тестирование.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
Тема 1.1. Природоохранный потенциал
Студент должен:
иметь представление:
-о современном состоянии окружающей среды России и планеты;
-о воздействии негативных экологических факторов на человека, их прогнозировании и предотвращении;
-о планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических ката-
строф.
Природа и общество. Общие и специфические черты.
Развитие производительных сил общества; увеличения массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.
Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу.
Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.
Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.
Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект и др. Пути их решения.
Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование
Студент должен:
иметь представление:
-о взаимосвязи рационального использования природных ресурсов
и экологического равновесия окружающей среды. Природные ресурсы и их классификация.
Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.
Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.
Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами
Студент должен:
иметь представление:
-об основных источниках загрязнения окружающей среды;
-о классификации загрязнителей и путях их воздействия на человека;
4
- об экологических последствиях заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.
Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение.Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.
Основные загрязнители, их классификация.
Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных ве-
ществ.
«Зеленая» революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.
Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.
Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.
Раздел 2. ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор
Студент должен:
иметь представление:
-об истории становления Российского природоохранного законодательства;
-о международных связях, взаимоотношениях по вопросам охраны окружающей среды;
знать:
-задачи и цели природоохранных органов управления и надзора.
История Российского природоохранного законодательства.
Природоохранные постановления 1970-1990 годов, принятые законодательными органами СССР. Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.
Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1993 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды.
Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранное просвещение.
Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду
Студент должен:
знать:
-правовые вопросы экологической безопасности;
Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств.
5
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1.Экология – это:
1.Отношение организмов с окружающей средой
2.Переселение из сельской местности в города
3.«Умение вести дом», умение хозяйствовать
4.Основа рационального природопользования и охраны живых организмов
2. Какому из основных законов экологии относятся процессы миграции?
1.Все связано со всем
2.Все должно куда-то деваться
3.Природа знает лучше
4.Ничто не дается даром
3. 19 декабря 1991 г. был создан закон:
1."Об охране окружающей природной среды"
2."О дополнительных мерах по обеспечению рационального использования и сохранения природных богатств в бассейне озера Байкал"
3."О мерах по расширению сети государственных заповедников и улучшению заповедного дела
4. Зеленая революция это:
1.Наука наблюдения и оценки за состоянием природных экосистем
2.Изменение основных подходов к выращиванию растений
3.Общее название химических средств защиты
4.Это выступления организации Гринпис
5. Перечислите постоянно действующие институты?
1.Кадастры природных ресурсов
2.Банк экологических услуг
3.Экологическое страхование
6.Откуда взялись «кислые дожди» ?
1. Накопление в атмосфере углекислого газа
2. Увеличение в воздухе кислорода
3. Накопление в атмосфере серной кислоты
7.Какие природные ресурсы относятся к неисчерпаемым?
1.Солнечная энергия
2.Лес
3. Полезные ископаемые
4. Животный мир
8.Что является вершиной системы природоохранного законодательства? 1 Комплексная программа хозяйственной деятельности 2 Конституция Российской Федерации
3 Закон о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения
9.Причина парникового эффекта?
1.Накопление в атмосфере углекислого газа
2.Увеличение в воздухе кислорода
3.Накопление диоксида серы
10.Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым?
1.Солнечная энергия
6
2.Водные ресурсы
3.Полезные ископаемые
4.Осадки
ВАРИАНТЫ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВАРИАНТ 1.
1.Промышленная экология и ее значение
2.Экология промышленных зон
3.Негативные факторы воздействия на человека и природу
4.Экология и здоровье человека
5.Пути повышения экологической безопасности промышленных предприятий
6.Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.
7.Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.
8.Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1993 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды.
ВАРИАНТ 2.
1.Энергетика и окружающая среда
2.Гидроэлектростанции, достоинства и недостатки их использования
3.Влияние гидротехнических сооружений (плотин, дамб, каналов и др.) на природу и окружающую среду
4.Малая энергетика, ее достоинства и перспективы развития
5.Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект и др. Пути их решения.
6.«Зеленая» революция и ее последствия.
7.Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи
8.Правовые и нормативные документы природоохранной деятельности
ВАРИАНТ 3.
1.Самоочищение воды и воздуха в природе
2.Оздоровление воздушной среды в помещениях
3Защита атмосферы от загрязнений
4.Защита гидросферы от загрязнений
5.Защита литосферы от промышленного воздействия
6.Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение.
7.История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления 1970-1990 годов, принятые законодательными органами СССР
8.Понятие об экологической оценке производств
ВАРИАНТ 4.
1.Малоотходные и безотходные производства
2.Стимулирование развития безотходных производств
3.Назначение и применение фильтров и электрофильтров
4.Сухое и мокрое пылеосаждение, оборудование для этого
5.Инженерно – экологические мероприятия, их выбор и планирование
6.Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.
7
7.Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.
8.Правовая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды.
ВАРИАНТ5.
1.Экологическое значение и проблемы утилизации промышленных и бытовых отходов
2.Переработка твердых бытовых отходов
3.Переработка промышленных отходов: цель и основные методы
4.Переработка древесных отходов
5.Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.
Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.
6.Проблемы сохранения человеческих ресурсов. Получение чистой питьевой воды в вашем населенном пункте.
7.Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности
8. ПДК, ПДВ, ПДС и другие нормативы, их значение и роль в защите человека и природы от внешних воздействий
ВАРИАНТ 6.
1 Парниковый эффект, его влияние на биогеценоз
2.Смоги, их влияние на человека и окружающую среду
3.Кислотные дожди, причины их появления и влияние на окружающую среду
4.Демографическая ситуация; перспективы роста населения
5.Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу.
6.Проблемы сохранения человеческих ресурсов. Работа очистных сооружений в вашем населенном пункте.
7.Юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды.
8.Нормативы загрязнения воздуха и воды
ВАРИАНТ 7.
1.Рациональное природопользование
2.Рациональное использование воздуха
3.Рациональное использование воды
4.Назначение и основные методы очистки сточных вод
5.Природа и общество. Общие и специфические черты.
Развитие производительных сил общества; увеличения массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.
6 Основные загрязнители, их классификация. Понятие экологического риска.
7.Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи
8.Мониторинг загрязнения окружающей среды
ВАРИАНТ 8.
1.Качество пищевой продукции причины и виды ее загрязнения
2.Питьевая вода, ее запасы и использование
3.Пестициды, их назначение и влияние на окружающую среду
4.Загрязнение сельскохозяйственными предприятиями
5.Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.
6.Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы
7.Закон «Об охране окружающей природной среды» 2001 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.
8
8. Основные способы управления воздействием на окружающую среду
ВАРИАНТ 9.
1.Основные виды загрязнения окружающей среды
2.Промышленные источники загрязнения окружающей среды
3.Шум, вибрация и другие физические загрязнения на окружающую среду
4.Влияние различных транспортных систем на природную среду
5.Загрязнение топливно – энергетическими комплексами
6.Загрязнение окружающей среды автотранспортом, пути его уменьшения
7.Воздействие горно-добывающих предприятий на окружающую среду
8.Воздействие строительных работ на окружающую среду
9.Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.
10.Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов
11.Правовая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды.
ВАРИАНТ 10
1.Основные источники загрязнения окружающей среды
2.Токсичные и канцерогенные загрязняющие вещества
3.Химическая опасность, основные ее аспекты
4.Радиоактивность и ионизирующие излучения. Их влияние на человека
5.История Российского природоохранного законодательства.
Природоохранные постановления 1970-1990 годов, принятые законодательными органами
СССР.
6.Природные ресурсы и их классификация.
7.Юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды.
8.Ущерб от загрязнения окружающей среды, его оценка
9
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КОНТРОЛЬНОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ
1.Природа и общество. Общие и специфические черты.
2.Развитие производительных сил общества; увеличения массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.
3.Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу.
4.Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.
Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.
5. Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.
6.Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект и др. Пути их решения. 7.Природные ресурсы и их классификация.
Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.
8.Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.
9.Проблемы сохранения человеческих ресурсов. Работа очистных сооружений в вашем населенном пункте. Получение чистой питьевой воды в вашем населенном пункте.
10.Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение.
Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.
11.Основные загрязнители, их классификация.
12.Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.
13.«Зеленая» революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.
14.Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.
15.Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.
16.История Российского природоохранного законодательства.
Природоохранные постановления 1970-1990 годов, принятые законодательными органами
СССР.
17.Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 и 2001 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.
18.Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1993 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды.
19.Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.
20.Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи.
21.Природоохранное просвещение.
22. Правовая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды.
23.Юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды.
24.Понятие об экологической оценке производств.
10