- •153003, Г. Иваново, ул. Рабфаковская, 34
- •Цели и задачи курса
- •Основные понятия
- •История развития интерфейсов
- •Первое поколение
- •Второе поколение
- •Третье поколение
- •Недостатки wimp-интерфейсов
- •Четвертое поколение
- •Классификация интерфейсов
- •Разработка пользовательского интерфейса
- •Постановка задачи
- •Формализация контекста использования
- •Формализация объективных критериев успеха
- •Определение необходимой функциональности системы
- •Анализ целей
- •Анализ действий пользователей
- •Низкоуровневые и высокоуровневые функции
- •Формализация бизнес-ролей пользователей
- •Формализация функциональности
- •Формализация сценариев действий пользователей
- •Обзор интерфейса конкурирующих систем
- •Формализация привычек и ожиданий пользователей
- •Проектирование интерфейса
- •Проектирование структуры экранов системы
- •Выделение независимых блоков
- •Проектирование навигационной системы
- •Низкоуровневое проектирование
- •Метод наблюдения за пользователем
- •Мыслим вслух
- •Проверка качества восприятия
- •Измерение производительности
- •Карточная сортировка
- •Контрольные списки
- •Эргономика пользовательского интерфейса
- •Критерии эргономичности интерфейса
- •Производительность пользователя
- •Длительность интеллектуальной работы
- •Непосредственное манипулирование
- •Потеря фокуса внимания (прерывание)
- •Ограничение принятия решений
- •Длительность физических действий пользователя
- •Закон Фитса
- •Методы повышения доступности кнопки
- •Уменьшение числа манипуляций
- •Уменьшение необходимости ввода данных
- •Человеческие ошибки
- •Типы ошибок
- •Методы предотвращения ошибок
- •Повышение разборчивости и заметности индикаторов
- •Качество/скорость восприятия элемента
- •Физическая реализация элемента
- •Блокировка потенциально опасных действий до получения подтверждения
- •Автоматический выбор параметров
- •Обучение работе с системой Типы обучающих материалов
- •Среды передачи обучающих материалов
- •Понятность системы
- •Ментальная модель
- •Метафора
- •Аффорданс
- •Стандарт
- •Субъективная удовлетворенность пользователей
- •Эстетика
- •Субъективное восприятие скорости работы
- •Уменьшение вероятности стрессовых ситуаций
- •Сообщение об ошибках
- •Сообщения о завершении операции
- •Библиографический список
- •1.Цели и задачи курса 3
- •5.2.Проектирование интерфейса 19
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ивановский государственный энергетический университет
имени В. И. Ленина»
Кафедра программного обеспечения компьютерных систем
Человеко-машинное взаимодействие
Учебное пособие по курсу «Человеко-машинное взаимодействие»
для студентов заочного обучения
Иваново 2006
Составители Т. Я. Кроль,
А.С. Капитонихин,
М.В. Крылов,
П.Н. Чистяков,
Д.В. Иванов
Редактор В. А. ГУСЕВ
Учебное пособие предназначено для студентов заочного обучения
направления «Информатика и вычислительная техника».
Утверждено цикловой методической комиссией факультета ИВТ
Рецензент
кафедра программного обеспечения компьютерных систем ГОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет
имени В.И. Ленина»
Человеко-машинное взаимодействие
Учебное пособие по курсу «Человеко-машинное взаимодействие» для студентов заочного обучения
Составители: Кроль Татьяна Яковлевна,
Капитонихин Александр Сергеевич,
Крылов Михаил Владимирович,
Чистяков Павел Николаеви,
Иванов денис владимирович
Редактор Н.Б. Михалева
Лицензия ИД № 05285 от 4 июля 2001 г.
Подписано в печать Формат 60х84 1/16.
Печать плоская. Усл. печ. л. 1,39.
Тираж 50 экз. Заказ № .
ГОУ ВПО « Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина»
153003, Г. Иваново, ул. Рабфаковская, 34
Отпечатано в РИО ИГЭУ
Цели и задачи курса
Цельюкурса является формирование у студентов систематического представления об основах проектирования пользовательского интерфейса компьютерных систем различного назначения. Объем полученных знаний дает возможность обучаемым разрабатывать эргономичные программные продукты для широкого круга областей производственной и управленческой деятельности.
Задачи курса:
изучить теоретические основы информационного взаимодействия;
изучить психологические аспекты человеко-машинного взаимодействия;
изучить технологию и методы проектирования интерфейса;
изучить методики тестирования интерфейса;
изучить эргономический аспект интерфейса;
получить практические навыки проектирования, разработки и тестирования пользовательского интерфейса.
Студент, изучивший дисциплину “Человеко-машинное взаимодействие ”, должен знать:
основные определения: интерфейс, пользовательский интерфейс, метафора, ментальная модель, идиома, стандарт;
историю и перспективы развития пользовательских интерфейсов;
стандартизацию пользовательских интерфейсов;
Этапы жизненного цикла разработки ПИ;
Эргономические цели и показатели качества программного продукта
Проблемы, возникающие на этапе разработки прототипа GUI и варианты их решения;
основные принципы реализации пользовательского интерфейса;
Технологию проектирования и разработки интерфейса;
Основные методики тестирования интерфейса;
Основы эргономичности пользовательского интерфейса;
Технологию устранения типичных интерфейсных ошибок.
Студент должен уметь:
разрабатывать модели и прототипы интерфейсов;
разрабатывать интерфейсные компоненты, отвечающие функциональным и эргономическим требованиям;
производить тестирование интерфейсов;
документировать работу программных систем и готовить материалы для обучения пользователей.
Основные понятия
Интерфейс- система правил и средств, регламентирующая и обеспечивающая взаимодействие нескольких процессов или объектов.
Пользовательский интерфейс (ПИ)- система правил и средств, регламентирующая и обеспечивающая взаимодействие программы с пользователем.
Пользовательский интерфейс часто понимают только как внешний вид программы. Однако на деле пользователь воспринимает через ПИ всю программу в целом, а значит, такое понимание ПИ является слишком узким. В действительности ПИ объединяет в себе все элементы и компоненты программы, которые способны оказывать влияние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением (ПО). Это не только экран, который видит пользователь. К этим элементам относятся:
набор задач пользователя, которые он решает при помощи системы;
используемая системой метафора (например, рабочий стол в MS Windows);
элементы управления системой;
навигация между блоками системы;
визуальный (и не только) дизайн экранов программы;
средства отображения информации, отображаемая информация и форматы;
устройства и технологии ввода данных;
диалоги, взаимодействие и транзакции между пользователем и компьютером;
обратная связь с пользователем;
поддержка принятия решений в конкретной предметной области;
порядок использования программы и документация на нее.