987
.pdfМинистерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
В.С. Дуцев
ПОСЕЛОК
Учебно-методическое пособие для выполнения курсового проекта по дисциплине «Архитектурное проектирование» для обучающихся по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура
профиль Градостроительное проектирование
Нижний Новгород
2016
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
В.С.Дуцев
ПОСЕЛОК
Учебно-методическое пособие для выполнения курсового проекта по дисциплине «Архитектурное проектирование» для обучающихся по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура
профиль Градостроительное проектирование
Нижний Новгород
ННГАСУ
2016
УДК 72.01: 72.03
Поселок. [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пос. /В.С. Дуцев; Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т.- Н.Новгород: ННГАСУ, 2016. – 56 с; ил. 1 электрон.
опт. диск (CD-RW)
Предназначено для обучающихся в ННГАСУ для выполнения курсового проекта по дисциплине «Архитектурное проектирование» для обучающихся по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура профиль Градостроительное проектирование.
Вучебно-методическом пособии разработаны принципиальные подходы
квыполнению курсового проекта «Поселок». Последовательно рассматривается методика выполнения проекта.
Вкачестве примеров использованы работы студентов кафедры истории архитектуры и основ архитектурного проектирования.
© В.С. Дуцев, 2016
© ННГАСУ, 2016
4
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ……………………………………………………………. 4 |
|
|
||
1. |
Краткий обзор основных нормативно-правовых документов … |
6 |
||
2. |
Цели, задачи курсового проектирования (КП-4)………………… |
|
7 |
|
Литература |
………………………………………….………...8 |
|
|
|
3. |
Общий порядок: стадии выполнения и состав КП-4…. ……… |
…9 |
|
|
4. |
Методические рекомендации и основные требования ………….9 |
|
|
|
Приложение № 1. Варианты размещения усадебной и |
|
|
||
блокированной застройки по отношению к улице ………………………… |
|
|
Приложение № 2. |
Профили улиц и фрагменты усадебной, блокированной |
|
застройки …………………………………………………………………….. |
|
|
Приложение № 3. |
Общественный центр …………… |
……………………. |
Приложение № 4. |
Школы и детские сады………….……………………. |
|
Приложение № 5. |
Парк ………………….………….……………………. |
|
Приложение № 6. Условные обозначения и баланс территории…….
Приложение № 7. Фрагмент генплана – общественный центр с примыкающей застройкой – аксонометрия (масштаб 1:500)………………………..
5
Введение
Впроцессе обучения архитектурному проектированию необходимо сначала ознакомиться с разными направлениями деятельности архитектора на уровне базовых знаний и умений. Такая установка согласуется с основным принципом существования архитектуры как синтеза наук, искусств и производств, или как единства всего множества функций, форм и конструкций в архитектурном объекте. Этим объектом может оказаться парк с малыми архитектурными формами (КП-1), культовое, общественное или жилое здание (КП-2, КП-3), или какое-то иное сооружение, организующее архитектурную среду для человека. После ознакомления с особенностями проектирования перечисленных объектов необходимо перейти от проектирования отдельных зданий и сооружений к общей архитектурной организации пространства-времени в плане разработки генерального плана или проекта планировки и застройки населенного пункта
(КП-4).
Вкачестве учебного архитектурно-градостроительного задания предлагается запроектировать небольшой объект «поселок на 1000 жителей». Следует отметить, что для таких градостроительных задач рекомендуется выполнять генеральный план, совмещенный с проектом планировки и застройки, где должны быть разработаны и взаимоувязаны все разделы проекта. Профессиональный архитектор-градостроитель детально разрабатывает свою архитектурную часть, но кроме этого в его обязанности входит приведение всех частей (разделов других специальностей) к согласованному единству. Поэтому архитектор-градостроитель должен знать ключевые моменты разных видов специализированных деятельностей, чтобы правильно составить архитектурнопланировочное задание, где должны быть учтены основные инженерные, экономические, экологические и иные требования. В учебных целях задачи архитектурно-градостроительного проектирования сужены, что отражено в учебном архитектурно-градостроительном задании.
Во-первых, населенный пункт определен как поселок городского типа с коттеджной и блокированной застройкой без сельхозпредприятий, т.е. как пригородный «поселок спальня». Данное определение статуса поселения предполагает использовать нормы и правила проектирования малых городов. Однако в учебных целях по заданию будут установлены некоторые требования к сельским поселениям, что в реальной практике имеет место в проектировании пограничных территорий.
Во-вторых, хотя стадией проектирования является «генеральный план, совмещенный с проектом планировки и застройки», в учебных целях данный
6
проект можно считать планировкой и застройкой поселка в сокращенном виде архитектурно-планировочного решения.
Между тем на первом этапе проектирования необходимо определить структуру всего поселка в границах заданной топографической основы на первую очередь (20 лет) и перспективу (30-40 лет). Далее определяется территория в границах учебного проектирования условно называемая «Центральная часть поселка», где должны быть размещены объекты общего пользования и часть жилой застройки в виде основного ядра всей планировочной структуры поселка. Такая ситуация довольно часто встречается в архитектурно-градостроительной практике, так как невозможно спрогнозировать развитие города и поселка. Поэтому в архитектурноградостроительном аспекте обозначается общая тенденция в перспективном развитии населенных мест, а детальная проработка осуществляется в рамках первоочередного строительства.
По заданию предлагается запроектировать «центральную часть поселка» на одном из участков, определенного в границах выданной топографической основы. Топографическая основа (М 1:5000, 1:2000, 1:1000) выдается большей площадью, чем требуемая территория для центральной части поселка. Поэтому сначала следует предложить общую планировочную структуру поселка в масштабе 1:5000 и 1:2000, а затем определить на ней участок «центральной части», которая будет детально разработана в учебном генплане (М 1:1000). Возможны два основных варианта размещения центральной части поселка – вдоль магистрали «Н.Новгород – Арзамас» и вдоль магистрали «на Кстово». Возможен третий вариант – вдали от магистралей (в юго-восточной части топографической основы). Вдоль магистрали «Н.Новгород – Арзамас» есть существующая застройка, которую следует считать вне границ учебного проекта.
Поселок (условно на 1000 жителей) является по учебному заданию пригородным поселением «поселок-спальня», что предполагает наличие только селитебной зоны:
а) жилая зона, включающая коттеджную и блокированную застройку с земельными участками;
б) зона общего пользования, включающая общественно-деловые зону с учреждениями и предприятиями обслуживания, зону рекреационного назначения (парк, скверы, бульвары, объекты физкультуры и спорта);
7
в) улицы и площади.
1. Краткий обзор основных нормативно-правовых документов
Для выполнения учебного проекта «Поселок» следует пользоваться нормативно-правовыми документами:
1.Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2008 год. – М. : Эксмо. 2008. – 192 с.
– ( Российское законодательство)
2.Свод правил: СП 42. 13330. 2011, Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
3.В качестве дополнительной литературы рекомендуется изучить СНиП 2.07.01-89, на основе которого разработан «Свод правил».
Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК).
В ГрК заданы основные положения, на основании которых должны решаться градостроительные проблемы. Поэтому ознакомление с содержанием кодекса позволит студенту понять общую структуру градостроительного законодательства и определить в ней место частной проблеме, т.е. правилам проектирования небольших поселений.
Структура кодекса представлена следующим образом:
1.Общие положения.
2.Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
3.Территориальное планирование.
4.Градостроительное зонирование.
5.Планировка территории
6.Архитектурно-градостроительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
7.Информационное обеспечение градостроительной деятельности.
8
8.Ответственность за нарушения законодательства о градостроительной деятельности.
9.Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
Структура ГрК представлена в последовательной детализации градостроительной деятельности от общих принципов планирования и зонирования до частных положений, которые относятся к конкретному проектированию отдельных городских и сельских поселений. Поэтому для учебного проектирования поселка следует особое внимание уделить главам 5 и 6.
Свод правил: СП 42. 13330. 2011 и СНиП 2.07.01-89
В данных документах представлены обязательные и рекомендуемые правила и нормы для градостроительного проектирования конкретных городских и сельских поселений.
2. Цели, задачи курсового проектирования
Целью архитектурно-градостроительного проектирования является следующее: ознакомить студентов-архитекторов с базовыми положениями в градостроительной деятельности и научить решать некоторые градостроительные проблемы, которые определены для учебного проекта в ограниченном виде.
Необходимо решить следующие задачи:
Во-первых, научиться работать с нормативно-правовыми документами, чтобы уметь проектировать в соответствии с градостроительными требованиями.
Во-вторых, освоить методику архитектурно-градостроительного проектирования, стадийность градостроительной деятельности и суть архитектурно-градостроительной структуризации и систематизации (принципы зонирования территорий).
В-третьих, непосредственно представить проект «Поселок», где должно быть показано грамотное градостроительное решение с выявлением особенностей планировочной структуры поселка (условно на 1000 жителей).
В качестве ограничения рекомендуется запроектировать только селитебную зону: жилая зона, включающая коттеджную и блокированную застройку с земельными участками; зона общего пользования, включающая общественно-
9
деловые зону с учреждениями и предприятиями обслуживания, зону рекреационного назначения (парк, скверы, бульвары, объекты физкультуры и спорта); улицы и площади.
Литература:
1.
2.
3.
4.
5.
10
3.Общий порядок: стадии выполнения и состав КП-4
1.Вводная лекция и выдача задания на выполнение курсового проекта «Поселок». Расчет территории по укрупненным показателям. Топографические основы: М 1: 5000 для схемы положения проектируемого поселения в пригородной зоне; М 1: 2000 для выполнения клаузуры; М 1:1000 для генерального плана, совмещенного с проектом планировки и застройки «центральной части поселка».
2.Клаузура выполняется как самостоятельная работа на листе А-2 в произвольной технике (М 1:2000).
3.Реферат.
4.Эскиз-идея планировочной структуры всего поселка выполняется в масштабе 1:5000 и 1:2000 с определением границ центральной части поселка. Эскиз-идея утверждается вместе с предъявлением реферата, где представлен расчет территории по укрупненным показателям.
5.Эскизный проект выполняется в цвете на планшете (55х75 см). На нем, как и в чистовике, должно быть показано следующее:
-надпись «поселок»,
-ситуационный план (М 1:5000),
-генплан центральной части поселка (М 1:1000),
-условные обозначения с фактическим балансом территории,
-фрагмент генплана – общественный центр с примыкающей застройкой
– аксонометрия (масштаб 1:500); выполняется графически (возможно «от руки»).
-угловой штамп.
6. Чистовой проект выполняется тушью с отмывкой в цвете.
4. Методические рекомендации и основные требования
По заданию предлагается запроектировать «центральную часть поселка» на одном из участков, определенном в границах выданной топографической основы. Топографическая основа (масштаб 1:5000, 1:2000, 1:1000) выдается большей площадью, чем требуемая территория для