2438
.pdfМИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
А.А. Качемцева
ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Учебно-методическое пособие по подготовке к практическим занятиям
(включая рекомендации обучающимся по организации самостоятельной работы) для обучающихся по дисциплине «Ландшафтное проектирование» по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура, направленность (профиль) Ландшафтная архитектура
Нижний Новгород
2022
1
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
А.А. Качемцева
ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Учебно-методическое пособие по подготовке к практическим занятиям
(включая рекомендации обучающимся по организации самостоятельной работы) для обучающихся по дисциплине «Ландшафтное проектирование» по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура, направленность (профиль) Ландшафтная архитектура
Нижний Новгород
2022
2
УДК
Качемцева А.А. Ландшафтное проектирование: учебно-методическое пособие / А.А. Качемцева; Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2022. – 27 с. – Текст: электронный.
В пособии раскрываются цели освоения дисциплины, приведено содержание разделов дисциплины. Даны указания по подготовке к практическим занятиям, а также рекомендации по организации самостоятельной работы.
Предназначено для обучающихся в ННГАСУ по дисциплине «Ландшафтное проектирование» по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура, направленность (профиль) Ландшафтная архитектура
©А.А. Качемцева 2022
©ННГАСУ, 2022
|
3 |
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ |
Стр. |
|
ВВЕДЕНИЕ |
4 |
||
1. |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
|
2. |
КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНОЙ |
5 |
|
3. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО |
9 |
|
ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ |
|||
|
|
||
4. |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ |
11 |
|
5. |
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ |
19 |
|
6. |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА |
20 |
|
|
6.1. Печатные и электронные издания |
20 |
|
|
6.2. Методические материалы по дисциплине |
23 |
|
7. |
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ |
25 |
4
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы всё большую актуальность приобретают вопросы ландшафтного преобразования городских пространств. Теоретической и методологической основой развития представлений о задачах, объектах и методах современного архитектурно-ландшафтного творчества является системный подход, закладываемый на занятиях по ландшафтному проектированию.
Ландшафтное проектирование - основа, базис мировоззренческой и профессиональной подготовки ландшафтных архитекторов, работающих в урбанизированной среде над вопросами архитектурно-ландшафтного формирования открытых пространств и создания комфортных условий для жизнедеятельности человека.
Ландшафтные архитекторы, организуя открытые пространства,
оперируют природным материалом, который постоянно изменяется.
Гармония человека и ландшафта может быть достигнута только в том случае, если будущий ландшафтный архитектор опирается на системные знания, исходит в своем творческом поиске из конкретной ландшафтной ситуации, выявляя и подчеркивая в проектном решении ее лучшие качества.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины Б.1.О.13. Ландшафтное проектирование являются ознакомление с основными понятиями,
закономерностями, терминами и методикой проектирования объектов ландшафтной архитектуры. Целью дисциплины является также получение знаний по функционально-планировочной организации парков и садов,
методике ландшафтного проектирования и экологического подхода при проектировании различных объектов; обучение принципам пространственной организации парков, зон отдыха и общественных и
5
частных озелененных территорий, формирования систем озеленения и природных комплексов, типологии объектов ландшафтной архитектуры;
знакомство с приемами плоскостного и объемно-пространственного проектирования, задачами и этапами проектирования, а также различными методиками проектирования объектов ландшафтной архитектуры.
2. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНОЙ
Изучение дисциплины «Ландшафтный дизайн» направлено на формирование у обучающихся профессиональных компетенций. В
результате обучения по дисциплине студент обязан:
Знать: основные нормативно-правовые документы,
используемые при строительстве и содержании объектов ландшафтной архитектуры.
Уметь: использовать нормативные документы в своей деятельности, разрабатывать проектную и техническую документацию в соответствии с нормативными требованиям.
Знать: основные источники получения информации в ландшафтном проектировании: нормативные, методические,
справочные и реферативные; основные средства и методы сбора и обработки данных об объектах ландшафтной архитектуры; методологию анализа данных о социально-
культурных условиях района ландшафтного строительства,
включая наблюдение; виды и методы проведения предпроектных исследований; методологию проведения ландшафтного анализа территорий; технологию проведения фотофиксации объекта; методы оценки состояния элементов благоустройства для различных объектов ландшафтной архитектуры; средства и методы вычерчивания генерального плана местности, графической фиксации подосновы.
6
Знать: требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, нормативных технических и нормативных методических документов в сфере проектирования объектов благоустройства и озеленения.
Уметь: использовать средства и методы работы с библиографическими источниками для сбора данных,
необходимых для изучения объекта ландшафтной архитектуры; проводить предпроектные исследования, анализ природных особенностей участка; анализировать данные о ландшафтных сооружениях и садово-парковых ансамблях, о
социальных, историко-культурных, архитектурных и градостроительных условиях района объекта ландшафтной архитектуры, осуществлять анализ опыта проектирования объектов ландшафтного строительства.
Знать: основные средства и методологию ландшафтного проектирования; взаимосвязь объемно-пространственных характеристик объектов ландшафтного строительства;
основные методы и способы выражения ландшафтного проектного решения, включая графические, макетные,
компьютерные, вербальные; социально-культурные,
психологические, функциональные основы формирования ландшафтной среды.
Уметь: выбирать методы и средства решения проектных задач;
применять оптимальные формы и методы разработки ландшафтно-архитектурного решения; использовать методы моделирования и гармонизации среды при разработке ландшафтно-архитектурных и планировочных решений;
осуществлять разработку сложных ландшафтно-
архитектурных и планировочных решений; применять
7
требования законодательства Российской Федерации,
нормативных правовых актов и нормативно технической документации по ландшафтно-архитектурному проектированию для разработки сложных ландшафтных сооружений и крупных садово-парковых ансамблей;
разрабатывать задания на проектирование объекта ландшафтного строительства и разработку раздела проектной документации на основе исходно-разрешительной документации.
Знать: основные методы определения стоимости разработки проектной документации.
Уметь: осуществлять выбор оптимальных методов и средств разработки отдельных элементов и фрагментов объекта ландшафтной архитектуры; определять объемы работ по проектированию отдельных элементов и фрагментов объекта ландшафтной архитектуры; ландшафтно-архитектурных и объемно-планировочных решений.
Знать: методы изображения и моделирования открытого пространства, методы визуализации как способов выражения ландшафтно-архитектурного замысла, включая графические,
макетные, компьютерные, вербальные; современные средства автоматизации деятельности и компьютерные графические редакторы растровых и векторных изображений, применяемые при проектировании объекта ландшафтной архитектуры;
основные программные комплексы проектирования, создания чертежей и моделей объектов ландшафтной архитектуры.
Уметь: выбирать и применять оптимальные формы и методы
изображения и моделирования пространства объектов
ландшафтной архитектуры; использовать средства
8
автоматизации ландшафтно-архитектурного проектирования и компьютерного моделирования, применять профессиональные компьютерные программные средства для оформления отчетов по предпроектным изысканиям; проектной документации и презентационных материалов по проекту; оформлять результаты работ по ландшафтному анализу, графические материалы по разработанным проектам, включая чертежи,
перспективные изображения, планы, разрезы, детали,
экспликации; составлять по данным мониторинга и инвентаризационного учета планы объектов ландшафтной архитектуры различных масштабов; оформлять текстовые материалы и пояснительные записки по разработанным проектам, включая описания и обоснования ландшафтных,
архитектурно-художественных и объемно-пространственных,
функциональных, планировочных, стилевых и конструктивных решений, положенных в основу ландшафтного концептуального проекта.
Знать: социальные, функциональные, экологические,
эргономические, эстетические требования к различным типам объектов ландшафтной архитектуры; региональные и местные художественные, культурные и этнографические традиции,
природные, историко-культурные, архитектурные и градостроительные контексты района объекта ландшафтной архитектуры; творческие приемы выдвижения и реализации авторского ландшафтно-архитектурного художественного замысла в объектах ландшафтной архитектуры; основы архитектурной композиции, функциональные основы и закономерности визуального восприятия при проектировании
9
объектов ландшафтной архитектуры; методы изображения и
организации открытых пространств (ландшафтов).
Уметь: воспринимать, анализировать и систематизировать информацию об объекте ландшафтной архитектуры, составить задание на проектирование, основанное на комплексном видении развития объекта в будущем.
Уметь: участвовать в анализе содержания проектных задач,
выборе методов и средств их решения; применять различные нормативные документы и требования в своей деятельности;
подбирать оптимальные технологии создания объектов ландшафтной архитектуры на основе нормативных требований; оценивать и использовать применение нормативных требований при разработке технической документации; подбирать виды строительных материалов,
посадочного материала, конструкций и технологий в соответствии с нормативной и правовой документацией.
Знать: нормативные правовые документы в ландшафтном проектировании, стандарты на посадочный материал.
3.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение курса «Ландшафтное проектирование» осуществляется в форме практических занятий, а также самостоятельной работы студентов.
Она организуется в виде подготовки к практическим занятиям,
выполнении курсовых работ, подготовки к защите курсовых работ и к зачету.
В процессе освоения дисциплины «Ландшафтное проектирование» студенты знакомятся с программой курса на текущий семестр. Во вводной части практических занятий достаточно кратко характеризуется место и