9238
.pdfМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Кафедра архитектурного проектирования
Архитектура жилых и общественных зданий
Методические указания студентам направления
270300.62 (б) и 270300.68 (м) «Архитектура» для выполнения практических заданий
к лекционному курсу
Нижний Новгород ННГАСУ
2010
УДК 72.01
Архитектура жилых и общественных зданий. Методические указания студентам направления 270300.62 (б) и 270300.68 (м) «Архитектура» для выполнения практических заданий к лекционному курсу – Н.Новгород, ННГАСУ, 2010
Даны рекомендации по составу, содержанию и порядку выполнения и оформления практических работ по темам теоретического лекционного курса «Архитектура жилых и общественных зданий» для студентов (бакалавров, магистрантов и специалистов)
направления «Архитектура»
Составитель: Г.Ф.Горшкова
© Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Общие положения |
4 |
|
2. |
Структура лекционного курса и практических работ |
5 |
|
3. |
Упражнение №1 |
7 |
|
4. |
Упражнение №2 |
9 |
|
5 Упражнение №3 |
11 |
||
6. |
Упражнение №4 |
13 |
|
7. |
Упражнение №5 |
15 |
|
8. |
Упражнение №6 |
17 |
|
9. |
Упражнение №7 |
19 |
|
10. |
Упражнение №8 |
21 |
|
11. |
Упражнение №9 |
23 |
|
12. |
Литература |
25 |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цели и задачи дисциплины «Архитектура жилых и общественных зданий» - обобщить знания, полученные студентами на протяжении предыдущих лет обучения в ряде теоретических дисциплин, связанных с проблематикой зданий и сооружений, и соединить со знаниями, приобретенными в процессе практического курсового проектирования. Показать связь архитектуры со структурой зданий, их элементами, с экологией и гигиеной жилой и общественной среды, а также закономерности архитектурной композиции. Базовые дисциплины: типология зданий и сооружений. Архитектурное проектирование жилых и общественных зданий. Основы формальной композиции.
Содержание разделов дисциплины: Теоретический курс лекций рассматривает здание как сложный строительный и архитектурный объект, в системе аспектов: социального, организационного, пространственно-средового, эстетического и конструктивно-технического. Анализируется архитектурная роль и значение основных структурных элементов зданий. Показываются закономерности архитектурной композиции, взаимосвязь физической, художественной и образной форм здания. Раскрывается роль человека – пользователя архитектурно-пространственной среды здания.
Содержание практических занятий. В рамках аудиторных занятий (2
час.) практические работы выполняются в форме графических упражнений. В них синхронно с лекционной тематикой отрабатываются теоретические вопросы архитектурной организации, композиции и оформления зданий. На основе собственного опыта, изученной специальной и периодической литературы студент находит и предлагает решение вопроса по программе задания.
Темы практических работ синхронизированы с тематикой лекционных занятий и предполагают последовательность логических и графических действий, помогающих закрепить навыки архитектурного проектирования зданий и интенсифицировать поиски и принятие креативных проектных решений.
Практические работы выполняются в виде ручных рисунков и эскизных чертежей в свободной графической технике. Нормативные требования
предъявляются к оформлению и аккуратности выполнения представляемой информации.
СТРУКТУРА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДАНИЙ: СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И УЧЁТ
Лекция 1. Теоретическое и практическое понятие здания. Здание как сложная экосистема.
Лекция 2. Расширение и усложнение типологического диапазона современных жилых и общественных зданий.
Лекция 3. Современные принципы объѐмно-пространственной организации и формирования жилых и общественных зданий.
(УПРАЖНЕНИЕ №1)
Лекция 4. Принципы и методы архитектурно-планировочной организации зданий
(УПРАЖНЕНИЕ №2)
Лекция 5. Принцип функционального и пространственного зонирования в зданиях.
Лекция 6. Коммуникации и рекреации в структуре современных зданий
(УПРАЖНЕНИЕ №3)
РАЗДЕЛ 2. ВНЕШНЯЯ ФОРМА ЗДАНИЙ: МЕХАНИКА ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Лекция 7. Механизмы зрительного восприятия архитектурных объектов Лекция 8. Учѐт зрительного восприятия объекта в пространстве
окружения Лекция 9. Учѐт зрительного восприятия в объѐмно-пространственной
композиции зданий
(УПРАЖНЕНИЕ №4)
Лекция 10. Элементы эстетического восприятия архитектурного объекта
Лекция 11. Иерархия архитектурной формы зданий (физическая,
художественная, образная форма)
(УПРАЖНЕНИЕ №5)
РАЗДЕЛ 3. ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И ФОРМАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
Лекция 12. Световое восприятие в композиционной и планировочной организации архитектурного пространства и объѐма зданий
(УПРАЖНЕНИЕ №6)
Лекция 13. материал и фактура в объѐмно-композиционных характеристиках зданий
Лекция 14. Цвет и его роль в зрительной эстетике зданий
(УПРАЖНЕНИЕ №7)
РАЗДЕЛ 4. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ГИГИЕНА И КОМФОРТ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
Лекция 15. Геометрические и размерные параметры и пропорциональные отношения зданий.
Лекция 16. Человек в архитектурной среде жилых и общественных зданий
Лекция 17. Учѐт человеческих факторов в пространственной организации зданий и их помещений
(УПРАЖНЕНИЕ №8)
РАЗДЕЛ 5. СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНИКА И ОБУСТРОЙСТВО ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕНННЫХ ЗДАНИЙ
Лекция 18. Материальный каркас здания и его роль в архитектурном формообразовании.
Лекция 19. Высокие технологии в формообразовании и обустройстве современных жилых и общественных зданий
(УПРАЖНЕНИЕ №9)
Упражнение № 1
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СЛОЖНОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБЪЕКТА
(ЗДАНИЯ ИЛИ КОМПЛЕКСА)
Исходная информация:
- теоретическое и практическое понятие здания: здание как сложная экосистема, включающая социальный, технологический, пространственно-
средовой и конструктивный аспекты архитектурного формообразования
(лекция 1); - расширение и усложнение типологического диапазона современных жилых и
общественных зданий: переход от специализированных монофункциональных зданий к многофункциональным комплексам (лекция 2);
Задача 1: самостоятельно составить программу комплекса (жилого,
общественного, смешанного назначения), перечислив названия основных функциональных групп помещений.
Задача 2: составить и начертить принципиальную схему функциональных связей названных функциональных групп, проанализировав последовательное или параллельное размещение последних в структуре предполагаемого здания или комплекса.
Задача 3: представить общий модельный вид (аксонометрия, рисунок)
объѐмно-пространственной композиции будущего здания или комплекса.
Порядок выполнения: используя примеры зданий по учебной или специализированной литературе, по периодическим и электронным изданиям, а
также собственный опыт курсового проектирования зданий различного назначения, выбрать наиболее часто встречающиеся в их программах функциональные группы помещений, сопоставить компоновку этих групп
графическим языком плоских функционально-планировочных схем и перевести затем эту компоновку в схему трѐхмерной модели, выбрав возможный для вас вариант объѐмной композиции предполагаемого здания.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примеры выполнения упражнения № 1 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
1 Состав многофункционального здания |
|
|
|
1 Выставочный комплекс |
|
|
||||||
1. |
Подземный гараж |
|
|
|
1. |
Входная группа |
|
|
|
|
||||
2. |
Магазины. бутики |
|
|
|
2. |
Культурно-пропагандистский отдел |
|
|
||||||
3.Учреждения бытового обслуживания |
|
3. |
Зона постоянной экспозиции |
|
|
|||||||||
4. |
Рестораны. кафе |
|
|
|
4. |
Административно-хозяйственные помещения |
|
|
||||||
5. |
Детская комната |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
6.Фитнес-центр |
|
|
|
|
|
2 Схема функциональных связей |
|
|
||||||
7. |
Офисные помещения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
8. |
Административный блок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
9. |
Кинозал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
2 Схема функциональных связей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 Объемно-пространственная модель |
|
|
|||
|
|
3 Объемно-пространственная модель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЖОЗ |
Упр.№1 |
|
Фамилия И.О. |
|
Гр.№ |
|
ЖОЗ |
Упр.№1 |
|
Фамилия И.О. |
Гр. № |
|||
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
1 Здание аквапарка |
|
1 группы помещений средней общеобразовательной школы |
||||||||||
1. |
Спортзал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2. |
Зона водных развлечений |
|
1. |
Входная группа |
|
|
|
|
||||||
3. |
Зона раздевальных |
|
|
|
2. |
Рекреационная группа |
|
|
|
|
||||
4. |
Зона отдыха |
|
|
|
3.Ввспомогательная группа |
|
|
|
|
|||||
5. |
Хозяйственные помещения |
|
4.Техническая группа |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
5. |
группа продленного дня |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
6. |
вычислительный центр |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
7. |
Спортивно- |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
оздоровительная группа |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
8. |
развлекательная группа |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
9. |
Столовая |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
10.ввертикальная коммуникация |
|
|
|
||||
|
|
2 Схема функционального зонирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 Схема функциональных связей |
|
|
3 Объемно-композиционная модель |
3 Объемно-композиционная модель |
|
ЖОЗ |
Упр.№1 |
Фамилия И.О. |
ГР.№ |
ЖОЗ |
Упр.№1 |
Фамиля И.О. |
Гр.№ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Упражнение № 2
АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДАИЙ
Исходная информация:
- современные принципы объѐмно-пространственной организации и формирования жилых и общественных зданий: укрупнение, блокирование,
гибкое многоцелевое пространство (лекция 3); - принципы и методы архитектурно-планировочной организации зданий,
построение предварительных моделей функционально-планировочной организации зданий (лекция 4); - принцип функционального и пространственного зонирования в зданиях:
горизонтального, вертикального, смешанного (лекция 5).
Задача 1: привести примеры зданий а) с компактной системой плана
б) с разветвленной системой плана.
Задача 2: перевести приведенные схемы планов в трѐхмерную модель зданий.
Задача 3: дать характеристику полученным моделям объѐмно-
пространственной композиции здания.
Порядок выполнения: вспомнив известные по специальной или учебной литературе, по периодическим и электронным изданиям, используя также собственный опыт курсового проектирования зданий различного назначения,
передать методом ручной графики принципиальные планировочные характеристики выбранных зданий, дать оценку их планам, а затем представить объѐмно-композиционную модель здания, определив еѐ взаимосвязь (или отсутствие последней) с тем или иным вариантом представленных зданий в плане.
|
|
|
|
|
Примеры выполнения упражнения № 2 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
а) разветвленная планировочная и объемная структура |
а) компактно организованное пространство в плане |
|||||||
|
|
здания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б) разветвленная система плана и блокированная объемная |
||||
|
|
|
|
|
|
система здания |
|
|
б) компактная планировочная и объемная я структура |
|
|
|
|
|
|||
здания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЖОЗ |
Упр.№2 |
Фамилия И.О. |
Гр.№ |
ЖОЗ |
Упр.№2 |
Фамилия И.О. |
|
Гр. № |
3. |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
а) компактная планировочная компоновка и дробная |
а) компактная форма объема и плана здания |
|
||||||
|
объемная форма здания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б) разветвленная система плана и и расчлененный объемный |
||||
|
|
|
|
|
|
массив здания |
|
|
б) разветвленный план и дробная объемная форма здания |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|