10860
.pdfОльга Николаевна Воронина
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА
НИЖЕГОРОДСКИХ ПАРКОВ
Монография
Нижний Новгород
2013
УДК 712
Монография посвящена нижегородской ландшафтной архитектуре, в том числе закономерностям формирования парков и скверов города Нижнего Новгорода. На ее страницах проанализированы основные этапы строительства и дальнейшего развития парков, местные, национальные и международные традиции садово-паркового искусства, реализованные в различные исторические периоды. В работе изложены основные теоретические положения архитектурно-ландшафтной организации парков и раскрыты процессы формирования системы ландшафтно-рекреационных зон города. Обобщен многолетний опыт наблюдения, анализа, проектирования, строительства, реконструкции и благоустройства озелененных территорий общего пользования, освещено их значение в жизни города.
Книга предназначена для архитекторов, инженеров садово-паркового и ландшафтного строительства, ландшафтных архитекторов, проектировщиков, инженеров зеленого строительства и коммунального хозяйства, жителей города, интересующихся историей своего края, работников культуры, учителей, старшеклассников и студентов, изучающих ландшафтную архитектуру.
Посвящаю Валентине Васильевне Баулиной, кандидату архитектуры первому ландшафтному
архитектору Нижнего Новгорода, доценту ГИСИ
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2013
Содержание
|
Стр. |
Предисловие………………………………………………………… |
4 |
Введение……………………………………………………………….. |
8 |
Парк как зона общественной рекреации……………………… |
10 |
Планы преобразования Нижегородских парков ……………..… |
19 |
Александровский сад–первый в Нижнем Новгороде общественный |
|
парк ………………………………………………. |
20 |
Кремлевские сады…………………………………………… |
27 |
Детский парк на улице Пискунова, бывший Архиерейский сад |
|
Ивановского монастыря ……………………………………………... |
37 |
Парк имени И. П. Кулибина …………….……………………….. |
46 |
Парк областной психоневрологической больницы №1………… |
53 |
Парк, посвященный 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина |
59 |
Парк культуры и отдыха имени Первого мая по ул. Октябрьской |
|
революции в Канавинском районе………………… |
69 |
Автозаводский парк культуры и отдыха – ключевой узел |
|
общественной зоны исторического городского ландшафта |
|
Соцгород автозавода………………………………………………. |
96 |
Сормовский парк культуры и отдыха по ул. Энгельса – |
|
крупнейший парк Нижнего Новгорода……………………………… |
123 |
Ботанический сад Нижегородского университета им |
|
Лобачевского………………………………………….……………... |
143 |
Парк Дубки – памятник садово-паркового искусства 40-50-х годов |
|
ХХ века………………………………………………………….. |
156 |
Парк им. Маяковского в Ленинском районе ………………….. |
174 |
Стратегия реконструкции парка Швейцария …………………. |
177 |
Парк у озера Светлоярского в Сормовском районе |
210 |
Парк Победы у Гребного канала……………………………….. |
211 |
Скверы и бульвары Н.Новгорода – произведения ландшафтного |
|
искусства……………………………………………… |
217 |
Исторические традиции и современные тенденции в ландшафтной |
|
архитектуре Нижегородских парков…………… |
233 |
Перспективные виды декоративных растений для парков и |
|
скверов Нижнего Новгорода……….…………………………….. |
243 |
Принципы архитектурно-ландшафтной организации парков как |
|
городских общественных пространств ХХ I в……........... |
249 |
Заключение……………………………………………………………. |
256 |
Литература……………………………………………………………. |
257 |
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Исторические сады и парки создают чувство культурной причастности к прошлому, ощущение индивидуальности места. Они являются важной составной частью понятия "высокое качество жизни", что подтверждает анализ цен на недвижимость и результаты социологических опросов. Так, социологический опрос в Великобритании показал, что жители городов придают высокое значение качеству окружающей среды,
которое включает парки, озеленѐнные безопасные улицы, чистый воздух и визуально привлекательные общественно доступные места. Вместе с тем в парках формируется особая социальная среда, которая предполагает общение людей разных поколений по интересам, парки и скверы города -
часть его коммуникационного пространства. Количество и качество зеленых насаждений – признанный международный индикатор соответствия городов принципам устойчивого развития.
Сокращение природной составляющей во многих российских городах и в особенности парков как объектов исторической ландшафтной культуры при общем низком уровне благоустройства городской среды во многом предопределяет рост социальной напряженности и недоверия к власти.
Ухудшение условий проживания, связанное с уничтожением зеленых насаждений на городских улицах и дворах, стихийным возникновением свалок, различными видами загрязнений почв, грунтовых вод, открытых водоемов, электромагнитным, радиоактивным, тепловым, вибрацией,
шумом, визуальным загрязнением, сверхвысокой концентрацией в воздухе канцерогенных соединений серы, азота, пыли способствует созданию стрессовых ситуаций, заболеваемости и ранней смертности городских жителей и определяет потребность поиска резервов повышения уровня комфортности рекреационных зон как общественных пространств.
4
По определению профессора В.С.Теодоронского (2003г.) парк - это озелененная территория, предназначенная для отдыха и включающая элементы природного и антропогенного ландшафта, постройки и
оборудование, объединенные в определенную композицию.
С экономической точки зрения наличие в городской ткани парков отражается на ценах на недвижимость. Озелененные территории увеличивают стоимость распложенных рядом зданий и сооружений. На налоговые поступления в бюджеты разных уровней оказывают влияние цены на недвижимость, а также, что немаловажно, уровень озеленения района влияет на принятие решений об инвестировании. Налоговые поступления и инвестиционный климат, в свою очередь, влияют на финансовое положение и социальное благополучие города. Те же механизмы восприятия гостями города эстетической, историко-культурной и экологической составляющих городской среды приводят к осознанию
того, что озелененные пространства способствует созданию
привлекательного для жизни образа города и вносят вклад в формирование
туристической востребованности места. Таким образом, парки влияют на экономическое благополучие не только жителей, но и бизнеса в сфере
туризма, развлечения и досуга. Качество озелененных территорий через восприятие населением их художественно-эстетической, экологической и социальной ролей отражается на положительных миграциях населения и способствует устойчивому развитию всего города.
Как правило, городские парки выполняют несколько функций и
одновременно могут являться памятниками природы, садово-паркового искусства, включать мемориальные комплексы и при этом обслуживать ежедневные потребности населения ближайших районов в отдыхе.
Многофункциональные парки обычно занимают участки более 50 га,
отвечают потребностям посетителей любого возраста и имеют различные зоны: спортивные, детские, пляжные, прогулочные, дендрологические,
зоологические, массовых мероприятий, аттракционные, клубные,
5
заповедные и прочие. К таким крупным многофункциональным объектам
Нижнего Новгорода относятся Автозаводский и Сормовский парки, а
также парк Швейцария.
Существуют парки с ограниченным набором функций, как например,
парк им. Свердлова, бывший Архиерейский сад Ивановского монастыря,
который сохранил лишь функции детского и прогулочного парка. Парки с ограниченным набором функций широко распространены в мировой
практике. Ярким примером большого по площади, но
монофункционального парка является Олимпийский парк в городе
Мюнхен, в Германии. Иногда одна из функций парка становится
доминирующей, а несколько других |
сопутствующими. |
Часто |
парки |
позиционируются как городская достопримечательность, |
привлекающая |
||
туристов. Так, в городе Амстердаме |
посетителей потрясает |
своими |
пейзажами небольшой выставочный сад Кейкенхов (Keukenhof), площадью всего 32 га, называемый «Весенним парком Европы», где зрители последовательно любуются массовым сезонным цветением луковичных растений (тюльпанов, нарциссов, гиацинтов и т.д.), рододендронов,
сиреней, роз и так далее. Монофункциональные парки могут быть тематическими: клубными, прогулочными, санаторными, мемориальными,
резиденциями и другими.
По градостроительному значению парки классифицируются на общегородские, районные, жилых районов, микрорайонные или квартальные сады. По отношению к центру города выделяют центральные,
периферийные, пригородные, загородные. Интересна классификация парков по ведущему ландшафтному компоненту. Так выделяются парки на склонах (альпийские, холмистые, нагорные), на воде (гидропарки,
приморские, приречные), лугопарки, лесопарки, агропарки. В соответствии с историческими особенностями и этапами формирования парки делят на усадебные, дворцовые, парки-памятники историко-культурного наследия,
парки-мемориалы, памятники садово-паркового искусства.
6
По закону Нижегородской области «Об охране озелененных территорий общего пользования», утвержденном постановлением губернатора № 110-З,7.09. 2007 г. природный комплекс в парке должен
составлять не менее 70% от общей площади [2]. Согласно теории ландшафтной архитектуры выделяются три основных типа парковых
пространств: открытые (поляны, партеры, лужайки, пляжи, цветники,
площадки, широкие парковые аллеи), закрытые (массивы древесных насаждений, здания, сооружения) и полуоткрытые или полузакрытые (промежуточные пространства). Важнейшую социальную роль играют
открытые пространства, и именно они в последние годы стремительно исчезают из Нижегородских парков, что наносит ландшафтной композиции непоправимый урон. Потребительский землемерный подход к паркам, как объектам ландшафтного искусства недопустим, тем не менее он проявляется повсеместно, когда поляны засаживаются деревьями,
застраиваются зданиями и аттракционами, так в 2007 году была покрыта асфальтобетоном большая поэтическая поляна в Парке им.А.С. Пушкина и на ней установлен аттракцион «Американские горки». Необоснованные решения, преследующие сиюминутные экономические интересы приводят
к исчезновению |
парков |
с карты города. Анализ |
развития |
|
градостроительной |
ситуации |
начала ХХI века в Нижнем Новгороде |
||
подтверждает, что парки |
легко становятся жилыми районами (половина |
|||
Автозаводского |
парка |
в |
2004-2006 гг. застроена многоэтажными |
|
панельными жилыми домами), рынками и торговыми центрами |
(парк им. |
Горького в Советском районе, 1995-2000 гг., а также парк у Мещерского озера, 2005-2007 гг.), театрами (планируется в парке им. А.С.Пушкина) и
ресторанами (парк им. Первого Мая, 2007 г.), зданиями физкультурно-
оздоровительными комплексов (парк им. Маяковского, 2011 г.). На рубеже
веков исчезают крупные |
участки |
культурных садово-парковых |
|
ландшафтов. Можно |
также |
говорить |
и о затянувшемся кризисе |
|
|
7 |
|
нижегородских парков, что наглядно отражает понижающиеся визуально-
эстетические качества парковой среды.
ВВЕДЕНИЕ
Городской парк сегодня рассматривается населением как общественное пространство, подобное площади или пешеходной улице. На озелененном,
социально контролируемом участке городской ткани, имеющем определенные границы и оборудование, жители города общаются друг с
другом, гуляют с детьми, отдыхают в свободное время. Важнейшие
отличие парка от городской площади и главное преимущество – значительное число природных компонентов: деревьев, кустарников,
цветов, газонных лужаек, воды, живописного рельефа, чистого влажного
воздуха с ароматами листьев и цветов, природных звуков. Ценностью
является и привычный |
камерный |
масштаб |
уютных пространств, |
определяемый размерами деревьев. Одним словом |
городской парк - это |
||
своеобразный социальный «антистресс». |
В настоящее время, когда город |
развивается более «во внутрь», чем «наружу» и происходит резкое и повсеместное уплотнение городской застройки, территория городского парка оказывается одной из самых дефицитных. При этом она часто воспринимается администрацией и застройщиками как «пустая» и
инвестиционно привлекательная при условии смены функции, так в погоне за инвестициями несложно потерять существующие в городе парки. Таким образом, парковые территории нуждаются в законодательной юридически оформленной защите.
Парк как городское озелененное общественное пространство исторически выполняет разнообразные функции. Утром его посещают спортсмены, хозяева домашних животных вместе с питомцами, спешащие на работу или учебу жители окрестных кварталов, делающие крюк, чтобы пройти перед работой по парковым аллеям, днем дети всех возрастов с
8
родителями и без них, пожилые люди, спортсмены и физкультурники, к
вечеру - молодые пары, семьи, старшеклассники, пенсионеры, студенты и т.п. Одновременно и последовательно парк посещают более 100 человек на 1 га и это разные группы людей, в том числе и гости города. Парк можно считать регенерирующим объектом, привлекающим население,
повышающим социальный статус района, увеличивающим стоимость недвижимости на прилегающих территориях.
Исторический городской парк эмоционально и информационно насыщен, включает созданные в разное время малые формы, авторскую скульптуру, фонтаны, водоемы, цветники, шумные поляны и тихие уединенные лужайки под деревьями, формирует среду для обучения и развития молодежи, воспитания и формирования личности. Каждый посетитель ожидает от парка реализации своих запросов, индивидуальных пространственных впечатлений и эти ожидания меняются в зависимости от времени суток, сезона и изменения общесоциальных интересов городского сообщества.
Чем меньше в городе парков, тем большими оказываются рекреационные нагрузки на единицу оставшейся парковой территории. При предельно допустимой нагрузке в 100 человек на 1 га Нижегородские парки уже сейчас несут фактические нагрузки значительно более высокие –
150 и более человек на 1 га в будние дни и более 500 чел/га в праздничные и выходные дни. В этих условиях незащищенный природный комплекс, как правило, постепенно деградирует. В городских интенсивно используемых парках осознанно и планомерно природные пейзажи должны заменяться серией искусно составленных пейзажных картин, к которым, возможно, не будет реального доступа, но они создадут иллюзорный природный фон -
декорацию для действия городского «театра» отдыха. Горожане в роли
«актеров» отдыхают не на газоне, а на брусчатке или мягком каучуковом покрытии, сидят не под деревьями, а под навесом, но смотрят на деревья,
9
растущие на защищенном от них месте, любуются водой, текущей по каналам, желобкам и фонтанам, имитирующим реки, ручьи или озера.
Сидящих на скамейках и прогуливающихся посетителей окружают яркие цветочные композиции, поражающие воображения. Такие композиции не встретишь в естественной природе, они спроектированы и посажены специалистами - ландшафтными архитекторами. Так сейчас выглядят парки Уолта Диснея, рекреационная емкость которых в десятки раз выше чем Нижегородских.
Время «потребления природы» в городском парке зависит от числа разнообразных эффектов. Удлинение времени эксплуатации обеспечивается вечерним освещением и художественной подсветкой ландшафтных композиций, эмоциональные эффекты усиливаются при использовании музыки и звуков, напоминающих пение птиц, журчание воды. Цветовое голодание, провоцируемое долгим зимним ахроматическим периодом и серым цветом городской застройки,
компенсируется зеленой хвоей, яркими цветками, плодами, корой,
эффектной окраской листьев декоративных растений, разнообразным цветом и фактурой покрытий, особой дизайнерской формой паркового оборудования и малых архитектурных форм и необычной рекреационной архитектурой зданий и сооружений.
ПАРК КАК ЗОНА ОБЩЕСТВЕННОЙ РЕКРЕАЦИИ
Исторически сложившийся городской парк является своеобразной матрицей культурной памяти, определяющей, в конечном счете, традиции и «образ места». Садово-парковое искусство как отдельный жанр с длительной историей развития имеет свой художественный язык, особую палитру символов, связанных с общей исторической и современной городской культурой. Каждая страна имеет свои особые «наречья». В
парковой символике скульптура, лестницы, фонтаны, вазы, руины, скамьи,
мостики, цветы и древесные растения, повороты дорожек, рисунок
10