158
.pdfМинистерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова»
Факультет экономики и информационных технологий
В.Э. Серогодский
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся
Пермь ИПЦ «ПрокростЪ»
2020
УДК 65.012.12 ББК 65.053
С329
Рецензенты:
Т.М. Яркова, д.э.н., профессор кафедры организации аграрного производства (ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ)
В.Ф. Еремеев, к.э.н., доцент кафедры экономической теории и мировой экономики (ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ)
С 329 Серогодский, В.Э.
Оценка инвестиционных проектов: методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся / сост. В.Э.Серогодский; М-во с.-х. РФ, федеральное гос. бюджетное образов. учреждение высшего образования «Пермский гос. аграрно-технолог. университет им. акад. Д.Н. Прянишникова»,– Пермь: ИПЦ «ПрокростЪ», 2020. – 50 с.
В методических рекомендациях для самостоятельной работы обучающихся представлены основные понятия, задания и вопросы по каждой теме дисциплины. В рамках подготовки к экзамену представлены вопросы и тесты.
Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся предназначены для очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 38.04.01 Экономика, направленность (профиль) «Бухгалтерский учет и налогообложение».
УДК 65.012.12 ББК 65.053
Рекомендованы к изданию методической комиссией факультета экономики и информационных технологий ФГБОУ ВО Пермский
ГАТУ, протокол № от |
г. |
|
©ИПЦ «Прокростъ», 2020 |
|
© Серогодский В.Э., 2020 |
2
Содержание
Введение....................................................................................................... |
5 |
1. Рекомендации по организации самостоятельной работы |
|
обучающегося .............................................................................................. |
6 |
1.1 Общие рекомендации............................................................................ |
6 |
1.2 Рекомендации по подготовке доклада на практическое занятие ...... |
7 |
1.3 Рекомендации по подготовке презентации к ...................................... |
9 |
практическому занятию .............................................................................. |
9 |
2. Перечень тем, вопросов и заданий для................................................ |
12 |
самостоятельного изучения ...................................................................... |
12 |
Раздел I. Сущность и критерии оценки инвестиционных проектов.... |
12 |
Тема 1. Сущность и виды инвестиций .................................................... |
12 |
Вопросы для самопроверки ...................................................................... |
12 |
Задания ....................................................................................................... |
13 |
Тема 2. Инвестиционные проекты и критерии их оценки .................... |
14 |
Вопросы для самопроверки ...................................................................... |
15 |
Задания ....................................................................................................... |
15 |
Раздел II. Методы экономической оценки .............................................. |
16 |
инвестиционных проектов........................................................................ |
16 |
Тема 3. Методический инструментарий оценки ................................... |
16 |
инвестиционных проектов ....................................................................... |
16 |
Вопросы для самопроверки ...................................................................... |
17 |
Задания ....................................................................................................... |
17 |
Тема 4. Коммерческая оценка инвестиционных проектов ................... |
19 |
Вопросы для самопроверки ...................................................................... |
19 |
Задания ....................................................................................................... |
20 |
Тема 5. Методы экономической оценки инвестиционных проектов ... |
22 |
Вопросы для самопроверки ...................................................................... |
22 |
Задания ....................................................................................................... |
23 |
Тема 6. Источники и методы финансирования инвестиционных |
|
проектов..................................................................................................... |
25 |
Вопросы для самопроверки ...................................................................... |
25 |
Задания ....................................................................................................... |
26 |
Тема 7. Оценка эффективности различных видов инвестиционных |
|
проектов..................................................................................................... |
28 |
Вопросы для самопроверки ...................................................................... |
28 |
Задания ....................................................................................................... |
29 |
3 |
|
Раздел III. Факторы, влияющие на оценку.............................................. |
30 |
инвестиционных проектов........................................................................ |
30 |
Тема 8. Учет фактора неопределенности и риска при оценке |
|
эффективности инвестиционных проектов............................................. |
30 |
Вопросы для самопроверки ...................................................................... |
31 |
Задания ....................................................................................................... |
31 |
Тема 9. Влияние инфляции на оценку инвестиционных проектов....... |
33 |
Вопросы для самопроверки ...................................................................... |
33 |
Задания ....................................................................................................... |
34 |
Вопросы для самопроверки по дисциплине............................................ |
35 |
Тесты для подготовки к экзамену ............................................................ |
38 |
Заключение................................................................................................. |
47 |
Перечень основной и дополнительной литературы............................... |
48 |
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы ...... |
49 |
4
Введение
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 Экономика, направленность (профиль) «Бухгалтерский учет и налогообложение» по дисциплине «Оценка инвестиционных проектов». Потребность в разработке методических рекомендаций вызвана тем, что самостоятельная работа обучающихся играет важную роль в процессе освоения компетенций.
Целью данных методических рекомендаций для самостоятельной работы обучающихся является помощь в углублении знаний по вопросам оценки инвестиционных проектов, усвоенных ими при контактной работе с преподавателем и при изучении учебной литературы.
Задачами методических рекомендаций является помощь
вуглублении и проверке знаний:
-по научной методике оценки инвестиционных про-
ектов;
-по исследованию действий теорий и закономерностей в современном проектном анализе.
В методических рекомендациях для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Оценка инвестиционных проектов» представлены общие рекомендации по организации самостоятельного изучения дисциплины, рекомендации по подготовке докладов и презентаций для практических занятий. Далее, по каждой теме представлены изучаемые вопросы, вопросы для самопроверки и задания. В завершении представлены вопросы для самоподготовки к экзамену, тесты, перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы, базы данных и информационно-справочные и поисковые системы.
5
1. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающегося
1.1 Общие рекомендации
Самостоятельная работа обучающегося является важнейшим элементом учебного процесса, так как это один из основных видов учебной деятельности и овладения навыками профессиональной деятельности.
На занятиях лекционного типа преподаватель знакомит обучающихся с основными положениями темы, а дальнейшее усвоение материала связано с самостоятельной работой. Развитие умений самостоятельной работы происходит в процессе подготовки к занятиям, согласно перечисленным темам и вопросам. В процессе этой работы развиваются умения самостоятельного поиска, отбора и переработки информации. Этому способствуют разные формы постановки заданий для подготовки к занятию – количество вопросов и их формулировка, указание конкретных источников, разделов, страниц – или предоставление обучающимся возможности самостоятельного поиска.
Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у обучающихся, поэтому вариант закрепления материала после лекционного занятия рекомендуем провести в письменной форме.
Результаты конспектирования могут быть реализованы обучающимся в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала.
Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
6
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
план-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении;
текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника;
свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом;
тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
1.2Рекомендации по подготовке доклада на практическое
занятие
Доклад — это устное выступление на заданную тему. Время доклада - 5-10 минут.
Цель доклада - научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме и донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и получить обратную связь.
Темы докладов выбираются из изучаемых вопросов по согласованию с преподавателем.
При подготовке доклада на практическое занятие рекомендуется заранее обсудить с преподавателем тему доклада и перечень используемой литературы, за день до практического занятия предупредить о необходимых для предоставления
7
материала технических средствах, напечатанный текст доклада предоставить преподавателю.
В структуре выступления важны три его основные фазы. Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. В первой фазе доклада рекомендуется использовать: риторические вопросы, актуальные местные события, личные происшествия, цитаты, пословицы. Главная цель фазы открытия (мотивации) - привлечь внимание слушателей к докладчику, поэтому длительность еѐ минимальна. Вступление должно содержать: название, сообщение основной идеи, современную оценку предмета изложения, краткое перечисление рассматриваемых вопросов, живую интересную форму изложения, акцентирование внимания на важных
моментах.
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных/ аргументов для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должна сопровождаться иллюстрациями, таблицами, графиками и другими аудиовизуальными материалами. Основой хорошего доклада является информация. Она должна быть новой и понятной. Важно в процессе доклада не только сообщить информацию, но и убедить слушателей в правильности своей точки зрения.
Заключение - четкое и краткое обобщение, которое не должно содержать новую информацию или общие фразы, оно подводит итог вышесказанному. Третья фаза доклада должна способствовать положительной реакции слушателей. В за-
8
ключении могут быть использованы обобщение, прогноз, цитата, пожелания, благодарность за внимание.
Микроконтроль (возможно в форме заслушивания доклада) проводится в течение 10 минут в начале занятия или в конце занятия. Для его выполнения необходимо свободно владеть основными определениями, понятиями, правилами, приемами, методами, моделями в соответствии с тематикой рассматриваемого материала.
При подготовке доклада на практическое занятие студенту рекомендуется использовать презентации в программе
Power Point.
1.3 Рекомендации по подготовке презентации к практическому занятию
Презентации готовятся по теме доклада из изучаемых вопросов, согласованных с преподавателем.
Для подготовки презентации рекомендуется использо-
вать: PowerPoint, MS Word, Acrobat Reader. Самая простая программа для создания презентаций - Microsoft PowerPoint.
Основными принципами при составлении компьютерной презентации являются: лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов).
Необходимо начать компьютерную презентацию с заголовочного слайда и завершить итоговым слайдом (конец презентации). В заголовке приводится название темы доклада, фамилия, имя, отчество еѐ автора.
Основное требование — каждый слайд должен иметь заголовок. Рекомендуется также сделать нумерацию слайдов.
9
Для подготовки презентации необходимо собрать и обработать начальную информацию.
Последовательность подготовки презентации:
1.Четко сформулировать цель презентации.
2.Определить формат презентации.
3.Осветить содержательную часть презентации и выстроить логическую цепочку подачи материала.
4.Определить ключевые моменты в содержании текста.
5.Определить виды визуализации (иллюстрации) для отображения их на слайдах в соответствии с логикой, целью
испецификой материала.
6.Подобрать дизайн и форматировать слайды.
7.Проверить целостность восприятия подготовленной презентации.
К видам визуализации относятся иллюстрации, образы, диаграммы, таблицы.
Иллюстрация - представление реально существующего зрительного ряда.
Образы - в отличие от иллюстраций - метафора. Их назначение - вызвать эмоцию и создать отношение к ней, воздействовать на аудиторию. С помощью хорошо продуманных и представляемых образов, информация может надолго остаться в памяти человека.
Диаграмма - визуализация количественных и качественных связей. Их используют для убедительной демонстрации данных, для пространственного мышления.
Таблица - конкретный, наглядный и точный показ данных. Ее основное назначение - структурировать информацию, что порой облегчает восприятие данных аудиторией.
Практические советы по подготовке презентации
10