- •Вопросы для экзамена.
- •1. История как наука. Принципы периодизации в истории. Методология исторической науки.
- •2. Хронологические и географические рамки истории России, ее периодизация.
- •3. История России как часть мировой истории: сравнительный анализ основных этапов развития.
- •4. Народы и политические образования на территории современной России в древности.
- •5. Происхождение человека. Современные представления об антропогенезе.
- •6. Археология и ее роль в изучении прошлого: археологическая периодизация (каменный век, энеолит, бронзовый век, железный век), археологические источники, важнейшие археологические открытия.
- •10. Основные направления развития и особенности древневосточной, древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Возникновение древнейших государств в Азии и в Центральной Америке.
- •11. Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация, особенности развития государств
- •12. Восточная Европа в середине I тыс. Н. Э. Византийская империя: особенности политического и социально-экономического развития.
- •13. Исторические условия складывания государственности: образование государства Русь. Формирование территориально-политической структуры Руси.
- •14. Принятие христианства на Руси, и его значение.
- •18. Особенности политического развития стран Европы в середине XIII — XIV в.: эпоха кризисов.
- •19. Монгольская империя и ее завоевания.
- •21. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV вв.
- •22. Европа и мир в эпоху Позднего Средневековья: образование национальных государств в Европе.
- •23. Особенности политического развития стран Восточной и Южной Азии.
- •24. Объединение русских земель вокруг Москвы. Ликвидация зависимости Руси от Орды. Социально-экономическое и политическое развитие русского государства в XIII-XV вв. Церковь и великокняжеская власть.
- •2.Культура классического Средневековья(12-15век).
- •Борис Годунов при царе Федоре
- •Борис Годунов – русский царь
- •36. Россия и ведущие страны Европы и Азии: международные отношения в XVII в.
- •1. Последствия Смуты
- •2. Сельское хозяйство и землевладение
- •3. Развитие ремесла. Первые мануфактуры
- •4. Торговля
- •5. Деньги и денежная реформа
- •6. Россия и Европа. Колониальная система и развитие капитализма
- •Освоение Сибири в XVII в.
- •Причины и содержание реформ
- •Начало преобразований
- •40. Россия и ее роль в борьбе угнетённых народов на западнорусских землях в составе Речи Посполитой.
- •1. Индустриализация и урбанизация в России XIX в.
- •Трансформация общественной среды 1860-70-х гг.
- •Принципы нац-й политики рос-й империи
- •Становление блоковой системы в европе конца 19 нач 20: кризис европ-го концерта
- •25 Сентября – 25 октября – 3-е коалиционное правительство (Председатель Керенский)
- •II этап – упущение возможностей единения демократических сил (1 сентября – 25 октября)
- •III этап – от октябрьского переворота до разгона Учредительного собрания
- •4 Центра белого движения
- •1) Культурное развитие в 1920-е гг.: политика ликвидации безграмотности.
- •2) «Великий перелом»: переход к политике форсированной индустриализации и коллективизации.
- •1) Политические процессы 1930-х гг.
- •2) Советский социум в 1930-е гг.
- •3) Внешняя политика ссср в 1920-е – 1930-е гг.
- •106. Внешняя политика России в 1990-е годы в условиях расширения нато на восток
Вопросы для экзамена.
1. История как наука. Принципы периодизации в истории. Методология исторической науки.
История (от греческого historia) означает рассказ о прошедшем, об узнанном — это процесс развития природы и общества; комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
Отцом истории" считается древнегреческий историк Геродот, живший между 490 и 480–425 гг. до н. э. Именно ему принадлежит первое систематическое описание скифов, древних племен,
Предметом изучения истории являются закономерности политического и социально-экономического развития государств и общества, развитие политических систем и государственных структур.
Методы:
1) хронологический, явления излагаются строго во временном (хронологическом) порядке;
2) хронологическо-проблемный, изучение истории по периодам (темам), или эпохам, а внутри их — по проблемам;
3) проблемно-хронологический, изучающий и исследующий какую-либо одну сторону жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии;
4) значительно реже применяется синхронический метод, установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России или ее регионах.
*Среди других методов, применяемых при изучении и исследовании истории России, следует также отметить методы: периодизации, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-структурный, статистический, социологических исследований.
Принципы научного исторического исследования:
Объективность (опираться на факты в их истинном содержании, рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости)
Историзм (при оценке тех или иных исторических явлений учитывать причины их возникновения, ситуации в стране, возможностей)
социальный подход (одновременное соблюдение принципов субъективности и историзма)
Принцип всесторонности (необходимость полноты и достоверности информации, учитывать все стороны и все взаимосвязи)
Принцип преемственности (каждая последующая эпоха унаследует и дополняет предыдущую, сохраняя некоторые ее черты и особенности)
2. Хронологические и географические рамки истории России, ее периодизация.
Хронологические рамки: начало с формирования восточнославянских племен и основания Киевской Руси в IX веке. Затем периоды Русского княжества, Монгольского ига, возрождения Московского государства и его превращение в Российскую империю.
1)Середина XVII века - эпоха правления Романовых, которые укрепили государство, расширили его территорию и провели ряд реформ. В начале XVIII века Петр I внес существенные изменения в Россию, модернизируя ее по европейским образцам и делая ее мощной империей.
2)В XIX веке Российская империя продолжала расширяться и выполнять значительную роль в международных делах. Однако она также столкнулась с социальными проблемами, такими как феодальная система, крестьянское право и недовольство населения. В результате революции 1905 года и Февральской революции 1917 года Российская империя была свергнута, и затем последовал Октябрьский переворот, что привело к установлению Советской России.
3)В течение XX века Россия была подвержена большим переменам, включая Гражданскую войну, индустриализацию, коллективизацию, Вторую мировую войну и холодную войну. В конце XX века Советский Союз распался, и Россия стала независимым государством.
4)Начиная с XXI века, Россия продолжает развиваться и сталкиваться с множеством вызовов и возможностей. Это включает в себя политические и экономические изменения, конфликты и взаимодействие с другими странами.
Географические рамки истории России включают в себя большую территорию, простирающуюся от Восточной Европы до Северной Азии. Они охватывают примерно 17,1 миллиона квадратных километров и включают различные регионы с разнообразными климатическими и географическими условиями.