!Учебный год 2024 / 00027119
.pdfМинистерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»
Лаборатория проблем правового регулирования научной и инновационной деятельности
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА:
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ И ЛУЧШИЕ МИРОВЫЕ ПРАКТИКИ
Барнаул, 2022
ББК 67.911.222
П 685
Рецензенты:
Габов Андрей Владимирович - д. ю. н., член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник – руководитель Междисциплинарного центра правовых исследований в сфере энергетики ордена Трудового Красного Знамени Института государства и права РАН, заслуженный юрист Российской Федерации (г. Москва)
Овчинников Алексей Игоревич – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Южного федерального университета Горбань Владимир Сергеевич, доктор юридических наук, главный научный со-
трудник сектора философии права, истории и теории государства и права, руководитель междисциплинарного Центра философско-правовых исследований Института государства и права РАН
П 685
Правовое регулирование международного научно-технического сотрудничества: российский опыт и лучшие мировые практики / Под ред. А.А. Васильева. — Барнаул: ООО «АЗБУКА», 2022. — 395 с.
ISBN 978-5-93958-019-9
Монография посвящена выработке оптимальной модели правового регулирования международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации в условиях больших вызовов и санкций. В исследовании международный научный коллектив концептуализирует международное научное право как особую область международного права, анализируют лучшие мировые практики управления и правового регулирования научной деятельности и международного научно-технического сотрудничества (Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Китая, Южной Кореи, США, Индии). Особое внимание в монографии уделяется правовому регулированию научно-технического сотрудничества и партнерства в региональных международных организациях: ЕАЭС, ШОС и других.
Книга будет интересна юристам, политологам, международникам, ученым и студентам юридических и иных университетов.
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для молодых докторов наук МД-233.2021.2 «Феномен научного права: российское и международное измерение».
ISBN 978-5-93958-019-9 |
© Коллектив авторов, 2022 |
Авторский коллектив
Васильев Антон Александрович, д.ю.н., доцент, директор юридического института, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Алтайского государственного университета – введение (в соавторстве с А.А. Серебряковым и А.А. Канаковой), параграфы 1.1. (в соавторстве с Е.С. Аничкиным), 2.1. (в соавторстве с Д. Шпоппером и Ю.В. Печатновой), 2.4. (в соавторстве с Б.Е. Каравановым), 2.5. (в соавторстве с Ю.В. Печатновой), 2.7. (в соавторстве с Б.И. Борубашовым и А.В.Захаркиной), 2.8. (в соавторстве с А.А. Гороховым, И.М. Щербаковым и А.А. Хаткевич), заключение.
Ибрагимов Жамаладен Ибрагимович, д.ю.н., профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева – параграф 2.3.
Шпоппер Дариуш, д.ю.н., профессор, Поморская Академия (г. Слупск, Польша) – параграф 2.1. (в соавторстве с А.А. Васильевым и Ю.В. Печатновой)
Вартанян Авак Михайлович, к.ю.н., доцент, зам.декана юридического факультета по научной работе Гродненского государственного университета им. Янки Купалы – параграф 2.2.
Борубашов Бекбосун Ишенбекович, д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой международного и конституционного права Кыргыз- ско-Российского славянского университета, Заслуженный юрист Кыргызской Республики, Советник Президента Кыргызской Республики – параграф 2.7. (в соавторстве с А.А. Васильевым и А.В. Захаркиной)
Шугуров Марк Владимирович, д.филос.н., профессор, профессор кафедры международного права Саратовской государственной юридической академии, главный научный сотрудник лаборатории проблем правового регулирования научной и инновационной деятельности Алтайского государственного университета – параграф 3.4.
Аничкин Евгений Сергеевич, д.ю.н., доцент, заведующий кафедрой конституционного и международного права Алтайского государственного университет – параграфы 1.1. (в соавторстве с А.А. Василь-
евым), 3.1., 3.2
Давлетгильдеев Рустем Шамилевич, д.ю.н., проф. заведующий кафедрой теории и истории государства и права Казанского федерального университета, Абдуллин А.И., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой международного и европейского права Казанского федерального университета, Вашурина Е.В., к.э.н., доцент, ведущий специалист департамента внешних связей Казанского федерального университета, Евдокимова Я.Ш., к.э.н., зам. Директора департамента внешних связей
3
Казанского федерального университета, Ситдикова Р.И., д.ю.н., профессор, профессор кафедры предпринимательского и энергетического права Казанского федерального университета, Тюрина Н.Е., д.ю.н., профессор кафедры международного и европейского права Казанского федерального университета, Шакирзянова Л.Д., специалист научнообразовательного центра прав человека, международного права и интеграции Казанского федерального университета, Цыганцова С.И., аспирант кафедры международного и европейского права – параграф 3.5.
Сорокин Виталий Викторович, д.ю.н., профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права Алтайского государственного университета – параграф 1.6.
Гумеров Ленар Асхатович, к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Казанского филиала Российской государственного университета правосудия – параграф 1.3.
Давыдова Марина Леонидовна, д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Волгоградского государственного университета – параграф 1.2.
Репьев Артем Григорьевич, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России (г. Москва), Репьева Анна Михайловна, кандидат юридических наук, заместитель начальника организационноаналитического отдела Академии управления МВД России (г. Москва)
– параграф 1.8.
Куликов Егор Алексеевич, к.ю.н., доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии Алтайского государственного университета – параграф 3.3.
Окунева Марина Олеговна, к.ю.н., старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Института права и управления Московского городского педагогического университета, доцент кафедры теории и истории государства и права Московского гуманитарного университета – параграф 1.4.
Канакова Анна Евгеньевна, к.ю.н., доцент, доцент кафедры конституционного и международного права Алтайского государственного университета – введение (в соавторстве с А.А. Васильевым и А.А. Серебряковым)
Захаркина Анна Владимировна, к.ю.н., доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Пермского государственного университета – параграф 2.7. (в соавторстве с А.А. Васильевым и Б.И. Борубашовым)
Дашкова Мария Олеговна, младший научный сотрудник, федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский
4
научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере» (РИЭПП) – параграф 3.6.
Серебряков Андрей Александрович, старший преподаватель кафедры гражданского права Алтайского государственного университета – введение (в соавторстве с А.А. Васильевым и А.Е. Канаковой), параграф 1.7.
Казарина Наталья Валерьевна, старший преподаватель Белорусского государственного университета – параграф 1.5.
Печатнова Юлия Вадимовна, ассистент кафедры теории и истории государства и права Алтайского государственного университета – параграфы 2.1. (в соавторстве с А.А. Васильевым, Д. Шпоппером), 2.5. (в соавторстве с А.А. Васильевым)
Караванов Богдан Евгеньевич, ассистент кафедры теории и истории государства и права Алтайского государственного университета– параграф 2.4. (в соавторстве с А.А. Васильевым)
Горохов Андрей Анатольевич, кандидат политических наук, председатель АНО «Лаборатория гуманитарных проектов», главный редактор журнада «Русская политология – Russian political science», Щербаков Илья Михайлович, магистрант факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, координатор Экспертного совета молодых политологов журнала «Русская политология – Russian political science», Хаткевич Александра Анатольевна, бакалавр факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, член Экспертного совета молодых политологов журнала «Русская политология – Russian political science» – параграф 2.8 (в соавторстве с А.А. Васильевым)
Чаплыгина Елена Ивановна, магистрант Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», – параграф 2.6.
5
Оглавление |
|
Введение ...................................................................................................... |
8 |
Глава 1. Теоретические основания правового регулирования |
|
международного научно-технического сотрудничества ..................... |
13 |
1.1. Международное научное и научно-техническое |
|
сотрудничество: понятие, значение правового регулирования, место |
|
в системе права ...................................................................................... |
13 |
1.2. Экспериментальный правовой режим (регулятивная песочница): |
|
российская интерпретация зарубежного опыта правового |
|
регулирования сферы инноваций ........................................................ |
36 |
1.3. Принципы права – основополагающие регуляторы |
|
международного научно-технического сотрудничества .................. |
46 |
1.4. Советский опыт правового регулирования международного |
|
научного сотрудничества ..................................................................... |
56 |
1.5. О некоторых современных тенденциях научной деятельности, |
|
проблемах ее правового регулирования и оценки ............................. |
75 |
1.6. Научное сотрудничество в цифровую эпоху .............................. |
93 |
1.7. Результаты научной и научно-технической деятельности: |
|
понятие и правовые режимы .............................................................. |
101 |
1.8. Правовой статус ученого в современных условиях (на примере |
|
организации научной деятельности в МВД России) ....................... |
117 |
Глава 2. Правовое регулирование международного научно- |
|
технического сотрудничества: зарубежный опыт и компаративный |
|
анализ....................................................................................................... |
134 |
2.1. Национальное правовое регулирование науки и научно- |
|
технического сотрудничества в Китае и России: сравнительный |
|
аспект .................................................................................................... |
134 |
2.2. Правовое регулирование научной деятельности в Республике |
|
Беларусь и Российской Федерации: сравнительный анализ .......... |
145 |
2.3. Правовое регулирование научно-технической деятельности в |
|
Республике Казахстан ......................................................................... |
154 |
2.4. Перспективы российско-корейского сотрудничества в сфере |
|
науки и образования в эпоху больших вызовов............................... |
166 |
2.5. Правовое регулирование научной сферы в России и США ... |
181 |
2.6. Научная дипломатия как катализатор международного |
|
сотрудничества: потенциал и опыт Индии ....................................... |
201 |
2.7. Правовое регулирование международного научно-технического |
|
сотрудничества в Киргизии................................................................ |
210 |
6
2.8. Институционализация научной дипломатии: регионально- |
|
страновой анализ ................................................................................. |
214 |
Глава 3. Лучшие мировые практики правового регулирования |
|
международного научно-технического сотрудничества: опыт |
|
региональных международных организаций ...................................... |
231 |
3.1. Цели и приоритеты научного и научно-технического |
|
сотрудничества в рамках ШОС.......................................................... |
231 |
3.2. Система правовых принципов международного научного и |
|
научно-технического сотрудничества: теоретические основы и |
|
реализация в ШОС .............................................................................. |
249 |
3.3. Роль Шанхайской организации сотрудничества в правовом |
|
регулировании научной деятельности: национальный и |
|
наднациональный уровень ................................................................. |
284 |
3.4. Правовое регулирование международного научно- |
|
технологического сотрудничества в законодательстве государств – |
|
членов ЕАЭС в контексте повестки гармонизации ......................... |
309 |
3.5. Концепция формирования региональной модели |
|
международно-правового регулирования единого научно- |
|
исследовательского пространства ЕАЭС и практические |
|
рекомендации для органов ЕАЭС ..................................................... |
333 |
3.6. Нормативное правовое регулирование положений, связанных с |
|
интеллектуальной собственностью, в рамках Евразийского |
|
экономического союза ........................................................................ |
367 |
Заключение ............................................................................................. |
377 |
Библиографический список .................................................................. |
381 |
7
Введение
Современные государства мира основаны на экономике знаний и решающей роли научно-технических знаний в обеспечении устойчивого развития и решении больших вызовов. В значительной степени наука носит интернациональный характер (не исключая национальные
илокальные особенности) и эффект от научного знания во многом зависит от развития научного, научно-технического сотрудничества и партнерства. Попытки создания автаркии в сфере науки в рамках отдельно взятого государства оказываются практически неэффективными в противовес широкому научно-техническому сотрудничеству. Принципы открытости науки, которого по прежнему придерживается Российская Федерация, является наиболее адекватным современным вызовам и угрозам для человечества и национальных государств.
Несмотря на это, научно-техническое сотрудничество в различных формах в XXI в. столкнулось с новыми вызовами после эпохи Холодной войны. Антироссийские санкции и санкции против отдельных стран существенным образом влияют на возможность международного обмена результатами научно-технической деятельности, создания и деятельности международных научных коллективов и в конечном итоге ограничивают или сводят на нет решение общемировых проблем: бедности, экологических катастроф, голода, цифровизации и других вызовов для человечества.
Полагаем, что именно ученым и коллаборациям ученых из разных стран мира предстоит нивелировать санкционное противостояние
иналаживать взаимопонимание между народами средствами научной дипломатии. В некотором смысле настоящая монография о правовом регулировании международного научного сотрудничества, созданная трудом ученых из 5 государств мира, призвана внести свой вклад в научную дипломатию и выработать возможную модель международного научно-технического сотрудничества в условиях санкционной политики.
11 июня 2022 г. на сайте Белого дома было опубликовано Руководство по научно-техническому сотрудничеству с Российской Федерацией для правительства США и организаций, связанных с прави-
тельством США (https://www.whitehouse.gov/ostp/news-updates/ 2022/ 06/ 11/guidance-on-scientific-and-technological-cooperation-with-the-rus- sian-federation-for-u-s-government-and-u-s-government-affiliated-organi- zations/)
8
В данном документе можно выделить следующие основные тезисы:
-заявлено о прекращении институциональных, административных, финансовых и кадровых отношений, а также научно-исследова- тельского сотрудничества в области науки и технологий с российскими государственными исследовательскими учреждениями и лицами, которые продолжают работать в этих учреждениях или действуют по их указанию;
-проекты, начатые до 24 февраля 2022г., могут быть завершены, однако новые проекты в затронутых тематических областях инициироваться не будут;
-связанные с правительством США организации, такие как центры исследований и разработок, финансируемые из федерального бюджета (FFRDC), и другие подобные учреждения, имеющие гранты, контракты или соглашения о сотрудничестве, работающие с Российской Федерацией, должны обращаться в свои поддерживающие агентства за дальнейшими указаниями;
-неправительственные учреждения должны сами определить, как продолжать контакты и сотрудничество между американскими и российскими научными сообществами в целях содействия открытому обмену идеями в международном научно-техническом сообществе;
-российским ученым, решившим покинуть Россию и/или остаться в США в силу своих убеждений, планируется предоставлять меры поддержки;
-сделана оговорка о том, что в некоторых случаях научно-техни- ческое сотрудничество между Россией и США может продолжаться, например, в целях выполнения международных обязательств США.
Ранее ряд американских образовательных и научно-исследова- тельских организация заявили о прекращении сотрудничества с российскими партнерами. В частности, Массачусетский технологический институт заявлял о прекращении сотрудничества со Сколковским институтом науки и технологий, отметив, что «Этот шаг является неприятием действий российского правительства в Украине»
(https://skoltech.mit.edu/).
Стоит отметить, что Российская Федерация также предпринимает меры по прекращению научно-технического сотрудничества с недружественными странами. 3 июня 2022 г. в СМИ была опубликована информация о прекращении действия меморандума о сотрудничестве в области культуры, науки, образования и СМИ между Россией и США
9
(https://ria.ru/20220603/ssha-1792845071.html). Вместе с тем, по данным СПС КонсультантПлюс Постановление Правительства РФ от 29.08.1998 № 1008 «О подписании Меморандума о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о принципах сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и средств массовой информации» на данный момент не утратило силу и не изменено.
ВЕвропе уже в первые недели начала спецоперации правительства начали вводить различные запреты в отношении российской науки. Первой это сделала Германия, которая сказала своим университетам «заморозить» академические отношения с Россией. За ней быстро последовали Дания, Швеция, Франция и другие. В начале марта и Еврокомиссия приняла решение приостановить сотрудничество с российскими организациями в области исследований, науки и инноваций
(https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%8
2%D1%8C%D1%8F:%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%86 %D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0 %D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_% D0%B2_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0 %B8_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1% 85_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%B E%D0%B3%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82 %D0%B8%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8% D0%B8).
Вначале марта 2022г. представители Еврокомиссии объявили о прекращении сотрудничества с Россией в рамках основной европейской программы научных исследований HorizonEurope: «Комиссия приняла решение приостановить сотрудничество с российскими организациями в области исследований, науки и инноваций. Комиссия не будет заключать новые контракты и новые соглашения с российскими организациями по программе Horizon Europe. Кроме того, Комиссия приостанавливает выплаты российским организациям по действующим контрактам. Пересматриваются все текущие проекты, в которых участвуют российские исследовательские организации — как в рамках Horizon Europe, так и Horizon 2020, предыдущей программы ЕС по исследованиям и инновациям.» (https://ec.europa.eu/commission/ presscorner/detail/en/IP_22_1544).
10