- •Предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Объект и предмет педагогики. Основные категории педагогики. Теоретическая и технологическая функции педагогики.
- •Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
- •Методология педагогики и ее уровни.
- •Логика педагогического исследования. Методы педагогического исследования.
- •Личность как субъект образования и развития. Факторы и условия развития личности.
- •Особенности развития и воспитания детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
- •Педагогическая культура педагога. Аксиологический компонент в структуре педагогической культуры.
- •Педагогический процесс как система и целостное явление. Специфика процессов обучения и воспитания.
- •Содержание образования и его социально-педагогические функции. Компетентностный подход к формированию содержания образования.
- •Документы, определяющие содержание школьного образования на разных уровнях.
- •Процесс обучения как специально организационный процесс взаимодействия учителя и обучающихся.
- •Функции процесса обучения. Воспитание и развитие учащихся в процессе обучения.
- •Структурные компоненты процесса обучения.
- •Виды обучения и их характеристика.
- •Закономерности и принципы процесса обучения.
- •Понятие о методах, приемах обучения. Подходы к классификации методов обучения.
- •Критерии выбора и сочетания методов обучения.
- •Средства обучения: назначение, характеристика, классификация
- •Функции средств обучения
- •Принципы использования средств обучения
- •Классификации средств обучения
- •Характеристика классно-урочной системы. Сущность урока как основного элемента классно-урочной системы.
- •Формы организации процесса обучения. Общие и конкретные формы организации обучения.
- •Урок – основная форма организации образовательного процесса.
- •Типология и структура уроков. Современные требования к уроку.
- •Нестандартные уроки в теории и практике обучения.
- •Комбинированный урок в системе школьного обучения. Культура современного комбинированного урока.
- •Диагностика в обучении.
- •Дифференциация и индивидуализация процесса обучения.
- •Понятие и сущность воспитания. Характерные признаки воспитания как педагогического явления.
- •2. Триединая сущность воспитания
- •3. Воспитание – это процесс активного взаимодействия педагога и воспитанников
- •4. Воспитание, как известно, понимается в широком и узком смысле
- •Воспитание и самовоспитание: взаимосвязь и взаимообусловленность.
- •Закономерности и принципы воспитания. Реализация принципов воспитания в практической деятельности педагога.
- •Цель, задачи и содержание воспитания в современных условиях (Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь).
- •Метод воспитания как способ педагогического взаимодействия. Классификация методов воспитания.
- •Условия выбора и эффективного применения методов воспитания.
- •Формы воспитания, их многообразие. Взаимосвязь содержания и форм воспитательной работы.
- •Детский коллектив в системе педагогического взаимодействия. Признаки и функции коллектива.
- •Семья – воспитательная среда ребенка. Тенденции семейного воспитания в современном обществе. Условия успешного воспитания детей в семье.
- •Методы и формы взаимодействия школы с родителями учащихся. Родительское собрание как универсальная форма работы педагогического коллектива школы с родителями.
- •Педагогическое общение: компоненты, структура, функции. Педагогическое общение в учебно-воспитательном процессе: функции, стили, технология.
- •Индивидуальный стиль деятельности педагога и обучающихся.
- •Инновационная деятельность в образовании.
- •Технологии организации познавательной деятельности обучающихся.
- •Технология эффективного управления процессом обучения.
- •Технология личностно-ориентированного обучения.
- •Технология развивающего обучения.
- •Технология развития творческого потенциала личности.
- •Деятельность и педагогические взгляды я.А. Коменского.
- •Педагогическая система к.Д. Ушинского.
- •Теоретические и практические аспекты воспитания в педагогическом наследии а.С. Макаренко. (1888-1939)
- •Развитие системы народного образования в ссср с 1945 по 1991 гг.
- •Реформа 2008 года вернула белорусскую школу к 11-летнему обучению.
Предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Объект и предмет педагогики. Основные категории педагогики. Теоретическая и технологическая функции педагогики.
Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и неотделима от развития общества, поскольку педагогические знания относятся к той сфере человеческой деятельности, которая связана с подготовкой подрастающих поколений к жизни.
Накапливая производственный опыт, а также опыт сотрудничества и совместной деятельности, люди стремились передать этот опыт следующим поколениям. Общественный прогресс и стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и обогащало его.
Педагогическая мысль получила развитие в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.): Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.
Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. Английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон в 1623 г. издал «Трактат о достоинстве и увеличении наук», где сделал попытку в качестве отдельной отрасли научного знания выделить педагогику. В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670) – создателя научной педагогической системы, автора труда «Великая дидактика». Он же явился основоположником классно-урочной системы обучения.
Крупным педагогом XVII столетия был Джон Локк. Д. Локк – представитель английской педагогики – предложил систему воспитания «джентльмена» – светского молодого человека, умеющего прибыльно вести свои дела.
Непримиримую борьбу с догматизмом и схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций и Ж.Ж. Руссо.
Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Целью воспитания И.Г. Песталоцци считал саморазвитие природных сил, способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика.
Крупнейший немецкий педагог-демократ Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег выступал против религиозного и сословного воспитания, выдвинув идею общечеловеческого воспитания, гармоничного развития физических и духовных сил личности. Основные принципы педагогической системы А. Дистервега: природосообразность, т.е. обучение, учитывающее возрастные особенности ребенка, развитие его природных задатков в соответствии с естественными законами природы.
Исключительно важную роль в истории развития педагогической мысли России сыграл К.Д. Ушинский (1824–1870) – великий русский педагог-демократ, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России, автор выдающихся трудов «Человек как предмет воспитания», «Руководство к родному слову».
Известность педагогике принесли работы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. А.С. Макаренко, выдающийся советский педагог и писатель (1888–1939), выдвинул основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, разработал методику трудового воспитания, изучил проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Считая невозможным рассматривать человека в отрыве от общества, основное место в своей педагогической системе он уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив.
В.А. Сухомлинский (1918–1970) – советский педагог, исследовал моральные проблемы молодежи. Им написано более 30 книг и 300 статей. Особенно широко известные его книги «Руководство учебно-воспитательной работой в школе», «Верьте в человека», «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям».
Активно разрабатывалась педагогическая мысль в Беларуси. Много интересных идей о воспитании содержится в поэме «Песнь о зубре» Н. Гусовского (1480 – 1533), а также в трудах Франциска Скорины (1490 – 1541), который на много лет раньше Ивана Федорова начал печатать книги на Руси.
Большое педагогическое наследие оставил в белорусской педагогике поэт и писатель Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич) (1882–1956). Он сам много лет работал учителем и создал несколько учебников на белорусском языке, в частности, «Второе чтение для детей белорусов».
Таким образом, педагогика - это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему.
«Педагогика - это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития личности».
Педагогика познает свой объект - растущего, развивающегося посредством специально организованного процесса воспитания человека - в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем. Образование, обусловливающее развитие человеческого индивида, и будет являться объектом педагогической науки.
Предметом педагогики являются определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления педагогического процесса.
Педагогика выполняет одновременно теоретическую и технологическую функции.
Теоретическая функция реализуется на трех уровнях: описательном или объяснительном (изучение передового педагогического опыта); диагностическом (выявление состояния педагогических явлений и причин этого); прогностическом (построение моделей преобразования педагогической действительности). Технологическая функция тоже реализуется на трех уровнях: проективном (разработка нормативного плана педагогической деятельности); преобразовательном (внедрение новшеств в целях совершенствования практики); рефлексивном (оценка влияния результатов научных исследований на практику и внесение в нес корректив).
Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.
К постоянным задачам относятся:
• теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания;
• разработка новых методов, средств, форм, технологий, систем обучения, воспитания, основ инновационной педагогической деятельности;
• обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания;
• анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта;
• научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами;
• внедрение результатов педагогических исследований в практику и др.
Возникновение временных задач диктуется потребностями практики и самой науки педагогики: создание библиотек электронных учебников; разработка стандартов педагогического профессионализма; выявление типичных стрессов в работе учителя; создание дидактических основ обучения «трудных» детей; анализ типовых конфликтов в отношениях учитель - ученик и др.
Педагогика, как и любая наука, имеет понятийный и категори-альный аппараты.
Понятие - то мысль, которая фиксирует в обобщенной форме предметы и явления действительности. Понятия необходимы в педагогике для точного обозначения элементов и явлений учебно- воспитательного процесса.
Категории - это общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные связи и отношения реальной действительности.
Понятия и категории составляют костяк науки педагогики. Они выражаются в терминах. Единая терминология нужна в науке как общий язык.
К основным категориям педагогики относят в первую очередь воспитание, образование, обучение, педагогический процесс, воспитательную систему, а также такие общенаучные категории, как развитие, формирование, социализация и др.