книги2 / 253
.pdfГ.А. Ястребова, Ю.С. Богачинская, Е.В. Кулакова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
И ИНВАЛИДНОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Москва Российский университет дружбы народов
2020
УДК 376.1/.3-053.5-056.24-056.26-056.36:004(07) Согласовано
ББК 74.5+32.971.3 |
с Министерством просвещения |
|
Российской Федерации |
||
Я85 |
||
|
Под редакцией М.А. Симоновой
Ястребова, Г. А.
Я85 Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью посредством дистанционных образовательных технологий / Г. А. Ястребова, Ю. С. Богачинская, Е. В. Кулакова ; под ред. М.А. Симоновой. – Москва : РУДН, 2020. – 111 с.
ISBN 978-5-209-10450-6
|
УДК 376.1/.3-053.5-056.24-056.26-056.36:004(07) |
|
ББК 74.5+32.971.3 |
ISBN 978-5-209-10450-6 |
© Ястребова Г.А., Богачинская Ю.С., Кулакова Е.В.; |
|
под ред. Симоновой М.А., 2020 |
|
© Российский университет дружбы народов, 2020 |
2
АННОТАЦИЯ
Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью посредством дистанционных образовательных технологий адресованы педагогическим работникам, специалистам системы дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ и инвалидностью.
В пособии представлена нормативно-правовая база реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ с применением дистанционных образовательных технологий, раскрыты теоретические основы данного вида педагогической деятельности; акцентировано внимание на особенностях использования дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании детей с ОВЗ и инвалидностью. Отдельный раздел посвящен порядку организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью по дополнительным общеобразовательным программам посредством дистанционных образовательных технологий.
Использование методических рекомендаций позволит учреждениям, реализующим дополнительные общеобразовательные программы, расширить образовательное пространство посредством разработки и реализации программ в дистанционном режиме, предназначенных для детей с ОВЗ и инвалидностью, что в свою очередь будет способствовать увеличению степени доступности и охвата таких детей дополнительным образованием.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью посредством дистанционных образовательных технологий созданы в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», являющегося частью национального проекта «Образование», одна из стратегических целей которого направлена на качественное обновление содержания и технологий дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ путем реализации на практике идей непрерывности, персонализации, открытости, вариативности, мобильности, а также усиления его социокультурной ориентации, без чего невозможны социализация личности, успешная адаптация учащихся к жизни в динамично изменяющемся социуме, социальная защищенность подрастающего поколения.
В условиях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, актуальной является проблема совершенствования организации дополнительного образования детей как важнейшей сферы проявления детских интересов, склонностей, творческих способностей, создания пространства самоопределения и саморазвития обучающихся с ОВЗ.
Организация и реализация учебной работы по дополнительным общеобразовательным программам с использованием электронного обучения и дистанционных технологий становятся насущной необходимостью. Образовательные по-
4
требности родительского и детского сообществ в цифровом пространстве начинают реализовываться через современные цифровые формы и ресурсы. Такая организация учебной работы требует как нормативной, методической поддержки, так и понимания, каким образом направления и формы учебной работы могут быть реализованы в дистанционной форме. Современные нормативные документы и методические рекомендации федерального уровня обеспечивают руководителям учреждений дополнительного образования детей и методическим работникам, педагогам включение ресурсов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс. Использование материала данного пособия поможет эффективно выстроить деятельность по организации процесса дополнительного образования, разработку и реализацию адаптированных дополнительных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью в современных условиях.
5
ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
Адаптирование – обучающие и оценочные стратегии, разработанные специально для адаптации особых потребностей учащегося так, чтобы он или она смогли достичь результатов по данному предмету или курсу и продемонстрировать знание предмета.
Адаптированная образовательная программа – об-
разовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Дети с ограниченными возможностями здоровья –
дети с физическими и/или психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. Эволюция понятия: «аномальные», «с отклонениями в развитии», «с особыми образовательными потребностями», «с ограниченными возможностями здоровья».
Дистанционное образование – педагогическая систе-
ма, в которой реализуется процесс дистанционного обучения. Дистанционное обучение – взаимодействие педагога
иобучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебной деятельности компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения)
иреализуемое специфичными средствами Интернет-техно- логий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
6
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) –
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Доступная образовательная среда – совокупность технических, психолого-педагогических, социальных, информационных и коммуникативных условий, обеспечивающих беспрепятственное получение образования для всех категорий обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмо- ционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте; если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже о конституциональном инфантилизме или используют иные адекватные ситуации термины.
Инвалид – лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.
Инвалидность – утрата или ограничение возможности принимать участие в жизни общества наравне с другими людьми вследствие физических, психических или социальных факторов.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
7
Интегрированное обучение – совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Интернет-обучение – обучение, при котором студенты связаны с источником информации, с преподавателем или друг с другом через компьютерную сеть Интернет.
Интернет-технологии – информационные, телекоммуникационные и иные технологии, а также сервисные услуги, на основе которых происходит деятельность в сети Интернет или с ее помощью.
Интранет (Intranet) – внутренняя сеть организации или корпорации, обладающая многими функциональными возможностями Интернета. Интранет может быть подключена к Интернету.
Информатизация – глобальный процесс производства и повсеместного использования информации как общественного ресурса, базирующийся на массовом внедрении технологий сбора, обработки, хранения и передачи информации и обусловливающий глубокие изменения прогрессивного характера социально-экономических, политических и социокультурных структур в обществе, существенно влияющий на уровень и качество жизни населения.
Информационно-образовательная среда – это про-
граммно-телекоммуникационное и педагогическое пространство с едиными технологическими средствами ведения учебного процесса в среде Интернет, независимыми от профессиональной специализации (уровня предлагаемого образования), организационно-правовой формы и формы собственности учебных заведений. Выделяют три ее характерных признака: педагогическую систему и обеспечивающие подсистемы: финансовую, материально-техническую, маркетинговую, нормативно-правовую; иерархию методов для создания информационных ресурсов и работы с ними; распределенное
8
в пространстве сообщество субъектов, заинтересованных в интерактивном участии в дистанционной педагогической деятельности, имеющих технические возможности для такого участия и принимающих в ней реальное участие.
Кейс (case): (1) набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых студенту для самостоятельной работы; (2) описание конкретной практической ситуации, предлагаемой студенту для самостоятельного анализа.
Кейсовая (портфельная) технология (кейс-техноло- гия) дистанционного обучения реализуется с помощью специального набора («кейса», «портфеля», «комплекта») учебно-методических материалов, четко структурированных и соответствующим образом скомплектованных. Эти материалы пересылаются (передаются) учащемуся для самостоятельного изучения. Последующие периодические консультации с преподавателями-консультантами (тьюторами или инструкторами) проводятся в специально созданных для этих целей удаленных (региональных) учебных центрах, отделениях, представительствах, пунктах или на базе партнерской (филиальной, франчайзинговой) сети образовательных учреждений.
Компьютерные сетевые технологии – группа дистан-
ционных образовательных технологий, которая характеризуется использованием разнообразных компьютерных обучающих программ, электронных учебников и электронной методической литературы, которыми учащиеся могут пользоваться в процессе обучения. Представленные материалы находятся в открытом доступе в сети Интернет или локальной сети учебного заведения. Интернет – глобальная информационная сеть, состоящая из большого количества сетей различного назначения, выполняющих разные задачи. Современные сетевые технологии предоставляют возможность работать в отложенном (оффлайн) и интерактивном (онлайн) режимах, обеспечивают связь с любыми доступными инфор-
9