- •1.Мифология и религия как формы мировоззрения.
- •2.Философия, ее специфика, предмет, структура и функции.
- •3.Древнеиндийская философия (индуизм, буддизм).
- •12.Эллинистическая философия (эпикуреизм, стоицизм).
- •13.Эллинистическая философия (кинизм, скептицизм, неоплатонизм).
- •5. Античная философия. Общая характеристика. Милетская школа.
- •6.Пифагорейская школа. Философия Гераклита.
- •7.Элейская школа (Парменид, Зенон).
- •8.Философия Эмпедокла. Античный атомизм (Левкипп, Демокрит). Философия Анаксагора.
- •11.Философия Аристотеля: онтология и теория познания.
- •14.Средневековая философия. Общая характеристика. (2-14вв)
- •15.Философия Августина Аврелия.
- •16.Философия Фомы Аквинского.
- •18.Рационалистическая философия р. Декарта.
- •29.Неопозитивизм и постпозитивизм.
Ответы на экзамен
1.Мифология и религия как формы мировоззрения.
Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир в целом и место человека в мире. На ряду с философией существуют такие формы мировоззрения как Мифология и Религия.
Миф – легенды, предания, сказания, обряды, ритуалы, в форме которых даются ответы на различные мировоззренческие вопросы («Как устроен мир?», «Какого его происхождение?», «Что такое рождение и смерть?», «Что после смерти?», «В чем смысл жизни?»).
Существует 2 точки зрения на природу мифа:
Миф – это фантастическое, иллюзорное отражение действительности в сознании людей.
Миф – это не иллюзия, а реальность, в которой живет человек. Он ничего не объясняет, а дает практические установки к действию. Это образ жизни.
Специфические черты мифологического мировоззрения:
Синкритизм – представление о родственной связи природы, общества и человека, т.е. все это рассматривается, как единое органическое целое, все части которого связаны между собой.
Антропоморфизм – очеловечивание, олицетворение, персонализация природных явлений и сил.
Мифологическое мышление по своей природе художественное, т.е. оно оперирует не понятиями, а образами. Образ обладает метафоричностью. Метафора – перенос признак с одного предмета на другой. В мифологии не различается реальность и фантазия, знание и вера, мысль и эмоция, субъект и объект.
Функции мифологии:
С помощью мифов обеспечивается духовная связь поколений.
Формируются коллективные представления народов.
Мифы способствуют закреплению в обществе определенной системы ценностей.
Религия (связь, соединение, отношения) – форма связи человека с Богом.
Характерные черты религии:
Религия разделяет мир на естественный и сверхестественный, имманентный и трансцендентный (сверхопытный, сверхсознательный).
Бог – это трансцендентное абсолютное сущее, он определяет имманентный мир.
Способом существования религиозного сознания является вера. (знания основаны на опыте и доказательствах, а вера – это свободно выбранное убеждение безосновное)
Культ – система обрядов, вероучения направленные на установление связи и Богом.
Основная цель, идея, смысл религии – это спасение человека – избавление от смерти и обретение вечной жизни, встречи с Богом.
Функции религии:
Придает смысл человеческой жизни, помогает переносить тяготы и лишения.
Форма объединения людей.
Религия является гарантом нравственных норм, ценностей и идеалов.
2.Философия, ее специфика, предмет, структура и функции.
Философия(филио – любовь, софия – мудрость) – «любовь к мудрости». Мудрость – это не многознание, а знание единого во всем. Философия изначально понималась как жажда понимания, знания. Первым философом себя назвал Пифагор. Философ (созерцатель) теоретик. Платон и Аристотель считали, что философия – это форма познания наиболее общих (всеобщих) оснований бытия и познания, учение о мире в целом, о едином во всем.
Специфика философии в ее рефлексивности.
Философская рефлексивность – сознание сознания, т.е. рефлексируя, мы воспринимаем действительность не саму по себе, а в ее отношении к сознанию, как она представлена в формах сознания.
Таким образом, в философском виденье мира нет субъекта без объекта, и наоборот, поэтому предметом философского исследования будут не мир, а мышление о мире, не природа, а мышление о природе и т.д.
Философия опирается на разум, предполагая логический анализ, но при этом она является сверхопытным познанием, т.к. пытается помыслить мир как целое.
Древние Греки считали, что философия начинается с удивления – это непонимание чего-то очевидного. Почему есть космос, а не хаос? Почему в мире есть добро, а не одно только зло? Философия начинается и с осознания индивидом своей смертности (конечности человеческого существования). У нас нет опыта рождения и опыта смерти. Мы не представляем как это – наше отсутствие. Наша жизнь представляется нам бесконечной. Сознание смертности ставит человека перед вопросом о смысле жизни. Сопутствующим моментом философии является постоянное сомнение.
Структура философии:
Онтология. Учение о бытии и сущем.
Гносеология. Теория познания, в которой изучаются возможности, виды, источники познания.
Логика. Наука о формах правильного мышления.
Аксиология. Учение о ценностях.
Философская антропология. Учение о человеке.
Социальная философия. Философия об обществе и истории.
История философии.
Этика. Учение о морали и нравственности.
Эстетика. Учение о прекрасном и художественной деятельности людей.
Функции философии:
Познавательная. Способствует обретению знаний о мире, обществе, человеке, познании.
Методологическая. Дает анализ проблем познания в конкретных науках.
Критическая. Дает оценки любому явлению.
Одухотворяющая (экзистенциональная). Обосновывает и развивает ценности человеческой жизни, исследует экзистенциональные проблемы (смысл жизни и смерти, любовь, творчество, свобода, страх и др).