Доклад СООТНОШЕНИЕ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
.doc
СООТНОШЕНИЕ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Следует отметить, что в России так и за рубежом, рынок рекламы развивается достаточно стремительно, а оборот всей рекламной продукции, является одним из проблемных аспектов всесторонней охраны прав и свобод личности.
Так, согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» определяет, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Государственное регулирование преследует важнейшие цели, указанные в статье 1 Закона о рекламе:
• развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции;
• обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства;
• реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы;
• предупреждение нарушения законодательства о рекламе;
• пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Во многих странах, таких как США, Франция, Италия, Германия, реклама рассматривается с точки зрения информации, и главным в правовом регулировании становится защита принципа свободы информации с учетом разумных и оправданных ограничений.
Так, в Великобритании Комиссия по рекламным стандартам следит за соблюдением собственного кодекса рекламы. Этот этический кодекс включает положения о пристойной, достоверной, скрытой рекламе, правах частных лиц не быть без их согласия использованными в рекламных целях. Комиссия отвечает за соблюдением норм кодекса рекламы в печати, кино, Интернете и т.п. Этот орган ежегодно рассматривается более 10 тысяч жалоб, по которым при необходимости принимает решения об изменении или прекращении распространения рекламы.
В Соединенных Штатах Америки центральное место в системе рекламной деятельности занимает Американская рекламная ассоциация. Эта организация отстаивает принципы правдивости и достоверности в рекламе, эффективно взаимодействует с государственными органами регулирования.
Сама специфика правовых и общественных отношений рекламной деятельности, непосредственно связана с установлением рационального соотношения частных и публичных интересов в их правовом регулировании.
Необходимо отметить, что само значение рекламы, обусловленное ее ролью в развитии экономики и широкими возможностями ее влияния на поведение людей, в частности, заключается в следующем:
• реклама обеспечивает доведение информации о товарах до потенциальных потребителей;
• является одним из основных способов конкуренции между отдельными производителями и продавцами товаров (работ, услуг);
• обеспечивает формирование спроса на товары (работы, услуги);
• поддерживает интерес к уже широко известному на рынке товару (работе, услуге), средству индивидуализации;
• представляет собой канал обратной связи продавца или производителя с потребителями;
• является важным элементом функционирования рыночной экономики.
Рассматривая вопрос о месте правовых норм, регулирующих рекламные отношения в системе российского права, согласимся с мнением Б.О. Дзагоевой, что рекламные правоотношения регулируются различными по своей природе (как частноправовыми, так и публично-правовыми), но взаимосвязанными и объединенными единой целью, нормами, в рамках предпринимательского права как комплексной отрасли российского права.
В зависимости от субъекта, частные интересы при осуществлении рекламной деятельности можно разделить на следующие основные группы:
• интересы активных субъектов рекламной деятельности (рекламодатель, рекламо-производитель, рекламо-распространитель, спонсор):
• интересы хозяйствующих субъектов - конкурентов рекламодателей;
• интересы авторов и правообладателей объектов интеллектуальной собственности;
• частные интересы потребителей.
При этом частные интересы в рекламе не всегда совпадают с общественными, публичными интересами. В этой связи в целях обеспечения частных и публичных интересов в рекламе следует признать оптимальным сочетание административного порядка пресечения ненадлежащей рекламы и судебного порядка защиты частных интересов, основанного на инициативе заинтересованного лица.
Таким образом, правовое регулирование рекламной деятельности зависит от доступности правовых гарантий предоставленным гражданам, где основные права, в демократических странах, предоставляются, и при этом не ограничиваются ими: свобода ассоциаций; свобода выражения мнений; свобода выражения деятельность без вмешательства государственных структур; свобода для сотрудничества и налаживания связей с другими местными и международными организациями и т.д1.
1 Хайрутдинова Л.Р. Общественное осознание права // Политика, государство и право. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/01/2208 (дата обращения: 13.07.2016).