Gagarin-PPVSh-Posobie-2010-2
.pdfА.В. Гагарин
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Учебное пособие
А.В. Гагарин
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Учебное пособие
Москва
2010
1
Р е ц е н з е н т ы:
доктор психологических наук, профессор
Агапов Валерий Сергеевич;
доктор педагогических наук, профессор
Иващенко Александр Васильевич
Гагарин А.В. Психология и педагогика высшей школы: Учебное пособие. М.: Изд-во МЭИ, 2010.
Оригинальное учебное пособие адресовано аспирантам, докторантам, слушателям курсов повышения квалификации и дополнительного профессионального образования по программе «Преподаватель высшей школы», является неотъемлемым компонентом методического обеспечения курса «Психология и педагогика высшей школы» и построено в соответствие с современными условиями и требованиями к подготовке преподавателя вуза..
Содержательный блок пособия соответствует дидактическим единицам курса и включает в себя конспекты лекций, материалы для самостоятельной работы, совместного проведения активных форм занятий (методические разработки, выдержки из работ известных исследователей, уточнение терминов и определений, списки рекомендуемой литературы и др.), комплект рабочих тетрадей для аудиторных лабораторно-практических занятий (вопросы и задания, промежуточные контрольные тесты).
Предлагаемая инновационная схема работы с текстами тетрадей, рисунками, схемами, таблицами, вопросами, тестами предполагает возможность как закрепления полученной информации на занятиях, так и самостоятельного усвоения слушателями теоретического (лекционного) учебного материала, а также самоаудита.
Включенные в пособие материалы успешно апробированы в 2005–2009 уч.гг. на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ, на кафедре психологии и педагогики Российского университета дружбы народов и вместе с соответствующим методическим «багажом» будущего преподавателя высшей школы могут стать основой его профессионально-педагогической деятельности.
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. .............................................................................................................
Целевая установка ..............................................................................................................
Программа и содержание курса ........................................................................................
Учебно-тематический план курса .....................................................................................
Методические материалы к лекциям ................................................................................
Методические материалы к активным формам занятий ................................................
Методические материалы к темам для самостоятельного изучения.............................
Тематика дипломных, курсовых работ и рефератов.......................................................
Список литературы по курсу .............................................................................................
КУРС ЛЕКЦИЙ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» И
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ...........................................
Замечания по работе с текстом..........................................................................................
Глава 1. Психология и педагогика высшей школы: объект, предмет, место в си-
стеме наук, тенденции развития высшего образования. ................................................
Глава 2. Основы психолого-педагогического проектирования в системе высшего
образования. ........................................................................................................................
Глава 3. Инновационное образовательное пространство и преподаватель высшей
школы...................................................................................................................................
Глава 4. Психолого-акмеологические основы формирования личности специали-
ста. ........................................................................................................................................
Глава 5. Конструирование образовательного процесса в вузе в соответствии с
содержанием образования. ................................................................................................
Глава 6. Особенности профессиональной адаптации специалиста...............................
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ ДЛЯ АУДИТОРНЫХ ЛАБОРАТОРНО-
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ)..............................
Рабочая тетрадь № 1 (к главе «Психология и педагогика высшей школы:
объект, предмет, место в системе наук, тенденции развития высшего
образования»). .....................................................................................................................
Рабочая тетрадь № 2 (к главе «Основы психолого-педагогического проектирова-
ния в системе высшего образования»). ............................................................................
Рабочая тетрадь № 3 (к главе «Инновационное образовательное пространство и
преподаватель высшей школы»). ......................................................................................
Рабочая тетрадь № 4 (к главе «Психолого-акмеологические основы формирова-
ния личности специалиста»)..............................................................................................
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ................................................................................................
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО КУРСУ. ...................................................
3
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ («Если бы мне довелось вести занятия по психологии
и педагогике высшей школы»).............................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................................
Материалы для педагогической рефлексии. ....................................................................
Игры для работы с информацией......................................................................................
Алгоритм проектирования и экспертизы образовательной среды. ...............................
Тесты на определение преподавательских способностей. .............................................
4
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Учебный курс «Психология и педагогика высшей школы» нацелен:
на рассмотрение основных психологических, педагогических и акмеологических проблем высшего образования, современных подходов к их решению;
на содействие слушателям в освоении аналитического подхода к современным концепциям высшего образования и формирования личности, к практике конструирования учебно-воспитательной ситуации в высшем учебном заведении.
В рамках его реализации предполагается активное привлечение слушателей в процесс совместной с преподавателем подготовки, организации и проведения занятий и
вэтой связи попытка:
совместного решения ряда проблемных для преподавателя высшей школы вопросов («Каковы типичные ошибки преподавателя и как их можно избежать?», «Как выстроить взаимоотношения со студентами в рамках профессиональной этики?», Как адекватно оценить собственную готовность к работе в качестве преподавателя вуза?», «Как организовать и активизировать учебно-воспитательный процесс в вузе?» и др.);
совместного обсуждения трудностей, возникающих в результате анализа каждым слушателем самого себя одновременно как в роли обучающегося, так и в роли педагога, поиск вариантов ответов на происходящее или ожидаемое в ходе учебной деятельности, внутреннее соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требуют ее обстоятельства.
В процессе освоения каждого раздела слушателями совместно с преподавателем осуществляется планирование, конструирование и моделирование в реальной практике отдельных элементов будущей профессиональной деятельности, в частности − основных технологических форм обучения в вузе (лекций, семинаров, лабораторнопрактических занятий, деловых игр) по следующим образовательным модулям:
1. Психология и педагогика высшей школы: объект, предмет, место в системе наук, тенденции развития высшего образования.
2. Основы психолого-педагогического проектирования в системе высшего образования.
3. Инновационное образовательное пространство и преподаватель высшей школы.
4. Психолого-акмеологические основы формирования личности специалиста 5. Конструирование образовательного процесса в вузе на основе компонентов со-
держания образования.
6. Особенности профессиональной адаптации специалиста.
5
Каждый модуль в структурном плане включает в себя:вводные лекции (4-6 часов);
- активные формы занятий: семинар, круглый стол, деловая игра (2-4 часа);
занятие в рамках совместного освоения одной из технологических форм (2-4 часа);
аудиторный практикум и итоговое тестирование по теме модуля (4 часа). Занятия строятся по принципу использования максимально возможного разнооб-
разия форм их организации. Например, семь запланированных вводных лекций различны по способу изложения материала (проблемная, традиционная монологичная, лекцияконференция, лекция-дискуссия, лекция-презентация, лекция с элементами игровых форм и др.), что дает возможность слушателям сравнить, выделить положительные и отрицательные стороны той или иной формы, обсудить затруднения в их организации и проведении.
Задачи курса
– содействовать формированию психолого-педагогического мышления слушате-
лей;
– познакомить с современными трактовками предмета психологии и педагогики высшего образования, а так же с основными тенденциями развития высшей школы на современном этапе,
– дать представление об истории и современном состоянии высшего образования в России; ознакомить с основными подходами к определению конечных и промежуточных целей высшего образования, методов их достижения (методов обучения и воспитания); вооружить средствами для обеспечения педагогического контроля (в том числе с помощью тестов) за эффективностью учебно-воспитательной работы и достижени-
ем поставленных целей; |
|
– сформировать установку на постоянный поиск приложений |
философ- |
ских, социально-экономических, психологических и других знаний к решению проблем обучения и воспитания;
–способствовать глубокому усвоению норм профессиональной этики педагога, пониманию его ответственности перед студентами, постоянному стремлению к установлению с ними отношений партнерства и сотрудничества;
–дать информацию об особенностях профессионального труда преподавателя
вуза и методах совершенствования педагогического мастерства, содействовать выработке эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности.
Место курса в общепрофессиональной подготовке
Предмет психологии и педагогики высшего образования трактуется как проектирование процесса обучения и воспитания студентов и управление этим процессом. При правильной постановке лекционной части курса, адекватной организации семинарских и лабораторно-практических занятий, выборе яркого иллюстративного материала и глубокой личностной включенности аспирантов в учебный процесс, изучение данной дисциплины должно содействовать развитию гуманистического мировоззрения, служить стимулом личностного роста и саморазвития.
6
Требования к уровню освоения содержания курса
Настоящий курс разработан на основе государственного образовательного стандарта «Преподаватель высшей школы», а также стандарта дисциплины, который включает требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки преподавателя высшей школы.
Изучение дисциплины направлено на приобретение слушателями когнитивной, функциональной и личностной компетенций.
В процессе изучения каждой дисциплины студенты приобретают, прежде всего, специальные знания: основы психологии личности и социальной психологии, сущность
ипроблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние индивидуальных различий студентов на результаты педагогической деятельности; основные достижения, проблемы и тенденции развития психологии
ипедагогики высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности; правовые и нормативные основы функционирования системы образования.
Функциональная компетенция (умения, навыки, «ноу-хау»), а также то, что человек должен уметь делать в производственной сфере, в сфере обслуживания или социальной деятельности. В процессе изучения дисциплины слушатели приобретают, прежде всего, умение использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области и ее взаимосвязей с другими науками; излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом слушателями; использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания; по окончании курса они должны владеть: методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы; основами научно-методической и учебнометодической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач); методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями; основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах; методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей; методами эмоциональной саморегуляции
ипедагогической рефлексии.
Приобретение слушателями личностной компетенции в процессе изучения данной дисциплины связано, прежде всего, с формированием:
–психологической и педагогической культуры как составной части в структуре их будущей профессиональной деятельности;
–целостного представления будущего преподавателя о личностных особенностях человека;
–профессиональной позиции психолога, педагога, преподавателя высшей школы;
–навыков самообразования и профессионального общения с коллегами;
–способностей самостоятельной организации и проведения исследовательской работы в области изучаемой дисциплины;
–психолого-педагогического мировоззрения личности;
7
–способности оценивать события и явления общественной жизни в соответствие с видением образованности современного человека, идеей непрерывного саморазвития личности на пути достижения ее профессионального личностного «акме»;
–способности соотносить свои действия, согласуя с принципами гуманизма и нравственности;
–убеждений в индивидуально-личностной, деятельностной природе каждого человека, в необходимости творческого развития индивида и личности, нравственности и патриотизма.
Формы и методы реализации программы
Реализация программы курса предусматривает использование разнообразных форм и методов, основанных на принципах развивающего образования и создания специальной образовательной среды. На лекционных занятиях, построенных преимущественно в форме проблемного изложения, раскрываются основные теоретические положения курса. На семинарских занятиях и занятиях практикума акцент делается на самостоятельной работе слушателей по освоению разделов курса, имеющих особую значимость для практической и научной деятельности будущих специалистов высшей квалификации. В ходе реализации практического блока рассматриваются наиболее важные и актуальные разработки изучаемой дисциплины в аспекте вышеперечисленных направлений; анализируются, обсуждаются и самостоятельно выполняются конкретные методы различных направлений психологии и педагогики высшей школы. С другой стороны, в процессе освоения каждого раздела курса слушателями совместно с преподавателем моделируются компоненты общей системы «деятельность преподавателя вуза», осуществляется планирование и конструирование основных форм обучения (лекций, ла- бораторно-практических занятий, самостоятельной работы и др.); организуется собственная учебная деятельность слушателей на подобном занятии; проектируется личностная и профессиональная сфера специалиста; осуществляется психологоакмеологическое сопровождение подготовки в высшей школе. Таким образом, курс предполагает реализацию фундаментальных и прикладных психолого-акмеологических идей подготовки кадров.
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Объект, предмет, задачи и проблемы психологии и педагогики выс-
шей школы. Педагогика как наука, ее объект и предмет, задачи и отрасли. Предмет педагогики высшего образования и ее проблемы. Психология как наука, ее объект и предмет, задачи и отрасли. Предмет психологии высшего образования и ее проблемы. Сочетание предметов педагогики высшей школы и психологии высшей школы. Задачи и структура психологии и педагогики высшей школы.
Тема 2. Методы психологии и педагогики высшей школы. Взаимосвязь ме-
тодологии, методов и методик исследования в психологии и педагогике высшей школы. Понятие о методе исследования в психологии и педагогике высшей школы. Требования, предъявляемые к методам психологии и педагогики высшей школы. Классификация методов психологии и педагогики высшей школы. Характеристика основных методов психологии и педагогики высшей школы.
8
Тема 3. Особенности образовательного процесса в высшей школе. Его структура, цели, содержание, технологии. Понятие об образовании. Обучение как ядро образования. Сущность личностно-деятельностного подхода к обучению. Личностная составляющая процесса обучения. Деятельностная составляющая процесса обучения. Общая характеристика деятельности с позиций педагогической психологии. Личностно-деятельностный подход с позиций педагога и учащегося. Система и типология высших учебных заведений в России и за рубежом. Понятие о целостном педагогическом процессе в высшей школе. Понятие о дидактической системе вуза. Цели и содержание обучения в высшей школе. Основные дидактические принципы обучения в высшей школе. Понятие о педагогических технологиях.
Тема 4. Традиционные формы, методы и средства вузовского обучения, фор-
мы педагогического контроля в вузе. Цель обучения как системообразующее основание организации образования. Традиционные формы организации обучения в вузе на макроуровне (очная, заочная, очно-заочная, экстернат). Дистанционная форма обучения как диалог между преподавателем и студентом посредством информационных коммуникаций. Лекция в высшей школе: методологический, теоретический и прикладной аспекты. Семинарское занятие: методология, теория и технология. Практическое занятие в высшей школе: взаимодействие теоретических и прикладных аспектов. Самостоятельная деятельность студента. Ознакомительная, производственная, педагогическая, дипломная практики. Особенности исследовательской деятельности студента во время практики. К вопросу о классификации методов обучения и воспитания в вузе. Проблема активных методов обучения. Проблема технических средств и компьютеризации обучения. Психолого-педагогические подходы к построению образовательных систем.
Тема 5. Обоснование необходимости акмеологического подхода к определению и формированию личности специалиста. Актуальность акмеологического под-
хода в контексте психологии и педагогики высшей школы. Понятие о педагогической акмеологии и ее роль в организации эффективного образовательного процесса в вузе. Особенности юношеского возраста с позиций акмеологического подхода. Некоторые аспекты экологической акмеологии.
Тема 6. Развивающая образовательная среда как комплекс условий для совместного творческого развития преподавателя и студента. Сущность основных пси-
холого-педагогических подходов к организации процесса обучения в современных условиях. Общее и особенное в понятиях «развивающее обучение» и «развивающее образование». Образовательная среда как основная категория развивающего образования. Классификация образовательных сред. Структура развивающей образовательной среды. Особенности психологического восприятия образовательной среды. Возможности развивающей образовательной среды. Особенности проектирования и экспертизы развивающей образовательной среды.
Тема 7. Проблема формирования экологической культуры специалиста. Эко-
логическая проблематика на современном этапе. Глобальный экологический кризис: миф или реальность? Экологическая культура специалиста и проблема ее формирования.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА1
1 В данном учебно-тематическом плане не представлено количество отводимых на каждую тему часов по причине того, что их объем при совпадении тем различается в зави-
9